Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 20 октября 2015 года.
20 октября 2015 года в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 года «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10» прошла стажировка по теме: «Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой ,умеренной и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС» . В стажировочных мероприятиях приняло 29 педагогов из общеобразовательных школ города и района, так же представители Забайкальской Приаргунской, Билитуйской, Даурской СОШ. Основной целью стажировки стало представление и систематизация опыта работы школы по проектированию Специальной индивидуальной программы развития умственно отсталого школьника, а также индивидуального учебного плана. В ходе практических занятий стажерам удалось создать собственный проект СИПР. Осмыслить основные структурные элементы индивидуального учебного плана, познакомиться с нормативно-правовой базой при разработке ИУП, а также наглядно увидеть организацию образовательного процесса в условиях апробации ФГОС для умственно отсталых обучающихся по четко спланированной программе наблюдения. Познакомиться со способами составления нелинейного учебного расписания и роли тьютора в реализации ИУП. Стажеры отмечают возможность переноса полученных знаний и умений в практику инклюзивного образования детей с ОВЗ. В рамках программы стажировки участникам была предложена видеопрезентация реализации специальной индивидуальной программы развития через следующие формы: урок, внеурочное занятие (адаптивная физическая культура, работа в малых группах), самостоятельная работа с родителями, коррекционное занятие с психологом. По мнению, стажеров особенно ценным является то, что школа продемонстрировала начало обучения детей со сложным дефектом в развитии на этапе адаптации детей в школе. (видеоматериал учебных занятий в 1 классе). Так же стажеры отмечают и актуальность выбранной формы: видеопрезентация, что позволяет тиражировать данный опыт на местах в своих образовательных учреждениях.
Материалы для участников стажировки.
Презентация: Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 9-10 ноября 2015 года.
Стажировка проводилась в рамках курсов повышения квалификации для руководящих работников образовательных учреждений по Реализации ФГОС ОВЗ .
Тема: Организация образовательной деятельности для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС.
Цель стажировочных мероприятий: раскрыть систему работы организации по проектированию и реализации АООП (адаптированной основной общеобразовательной программы) для умственно отсталых обучающихся и СИПР (специальной индивидуальной программы развития). Программа стажировки реализовывалась в течении двух дней и была рассчитана на 16 часов. В целом, программа стажировки включала: 1. Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях экспериментальной апробации ФГОС (опыт апробации ФГОС ОВЗ в СКОШ №10 – итоги первого года ) 2. Проектирование АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС – презентация опыта СКОШ №10. 3. Анализ АООП для обучающихся с умственной отсталостью: работа с нормативно-правовой документацией СКОШ №10. 4. Самостоятельная работа стажеров: макет локального акта школы, поддерживающей инклюзивного образования. 5. Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся по второму варианту АООП для умственно отсталых (вариант 2.2). 6. Программа коррекционной работы –основа обучения детей с ОВЗ. Опыт СКОШ №10 7. Анализ Программы коррекционной работы для обучающихся с умственной отсталостью: работа с нормативно-правовой документацией СКОШ №10. 8. Самостоятельная работа стажеров : разработка макета программы коррекционного курса для обучающихся с ОВЗ. 9. Проектирование СИПР для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС – презентация опыта. 10. Система оценки предметных и личностных результатов обучающихся с ТМНР. 11. Технологии разработки индивидуального учебного плана 12. Взаимодействие семьи и школы - основа ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. (презентация опыта школы по проектированию программы сотрудничества с родителями) 13. Практическое занятие «Способы конструктивного взаимодействия с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ » 14. Рабочая программа в условиях введения ФГОС. Особенности разработки программы. (Опыт работы СКОШ №10) 15. Работа с документацией СКОШ №10: Анализ рабочих программ педагогов СКОШ №10. В рамках программы стажировки участвовали 46 стажеров городских и районных школ Краснокаменского района (Целининская СОШ, Маргуцекская СОШ, Ковылининская СОШ, Средне-аргунская ООШ, Кайлайстуйская ООШ, Капцегайтуйская ООШ. Категория стажеров: директора школы, заместители директора по учебно-воспитательной работы, специалисты Комитета по управлению образованием, учителя начальных классов В ходе мероприятия стажеры познакомились с опытом работы учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы сопровождения и администрации школы по реализации Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталости: вариант2.1. и вариант 2.2. Руководители школ анализировали и изучали нормативно-правовую базу в условиях реализации ФГОС, познакомились с системой условий для реализации стандарта для обучающихся с умственной отсталостью, подробно изучили психолого-педагогическую характеристику умственно отсталого школьника дифференцировано от выбора варианта стандарта. Подробно ознакомились с рабочими программами учителей в условиях реализации ФГОС для у\о. Психологи школы раскрыли особенности реализации программы коррекционной работы и программу взаимодействия семьи и школы. Практическое занятие психолога получило положительный отклик аудитории. Результатом работы презентаций и практических занятий были выполнены следующие стажировочные заданий: 1. Макет локального акта школы, поддерживающей инклюзивного образования 2. Модель организации коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ. 3. Экспертиза рабочей программы. Большинство стажеров оценили качество проведенной стажировки в 5 баллов, указав на возможность использования данного опыта при условии дополнительной профессиональной подготовки. (100% участников стажировочных мероприятий). Анализ анкетирования стажеров показал, что слушатели получили знания и умения: - основные понятия и специальную терминологию в аспекте реализации ФГОС для у\о -78% стажеров. - технологии реализации индивидуального учебного плана -100%. - психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого обучающегося и особые образовательные потребности – 69%. - умение составлять специальные индивидуальные программы развития – 82%.
Девяткина Оксана Викторовна Директор МКОУ "СКОШ № 10"
Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 22 декабря 2015 года.
Аналитический отчет
по результатам проведения стажировочных мероприятий в г. Краснокаменске Забайкальского края в МКОУ СКОШ №10 по теме «Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Технологии педагогической работы с родителями» - 16 часов.
22 декабря 2015 в МКОУ СКОШ №10г. Краснокаменска Забайкальского края проведено стажировочное мероприятие в рамках экспериментальной апробации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью. Модуль «Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС ОВЗ» который рассчитан на 48 часов. В рамках данного образовательного модуля была представлена первостепенная задача для администрации и педагогических коллективов в ведении ФГОС для детей с ОВЗ – работа с родителями. От того насколько эффективна будет организована данная работа зависит качество введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ и выбор того или иного варианта обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Стажировочное мероприятии (приказ по организации № 149 от 15 декабря 2015года) подготовила администрация ОО: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В. , ЗДУВР Киселева С.А., ЗДУВР Аргунова И.А. , ЗДВР Беляева Т.Ю., учитель начальных Былкова В.И. тьютор Авезова А.А., учителя предметники: Скубакова С.Г, Мельникова С.Г., Кургузова Л.В. Володин С.П., психологи школы: Шульгина Е.В., Хлопцева Н.А., логопед школы: Косых К.В. и родители СКОШ №10. Куратором стажировочной площадки СКОШ №10 является Куприянова О.П. - старший преподаватель кафедры специального образования и здоровьесбержения ЗАБИРО. Ею были даны целевые установки в проведении данных стажировочных мероприятий, осуществлена информационно-методическая поддержка. В рамках программы стажировки участвовали 31 стажер городских и районных школ Краснокаменского района (Целининская СОШ, Маргуцекская СОШ, Ковылининская СОШ, Средне-аргунская ООШ, Кайлайстуйская ООШ, Капцегайтуйская ООШ). Категория стажеров: директора школы, заместители директора по учебно-воспитательной работы, специалисты Комитета по управлению образованием, учителя начальных классов.
Особо ценным, по-мнению большинства стажеров, следует отметить тот факт, что стажировочное мероприятие было организовано усилиями, как педагогов, так и родителей СКОШ №10. Родители в ходе стажировочного мероприятия делились опытом в воспитании ребенка с ОВЗ, рассказывали о взаимодействии с педагогами школы, озвучивали проблемы в организации образования детей с ОВЗ. Слушателям был представлен опыт в реализации программы сотрудничества семьи и школы, как части адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. В целом, программа стажировки включала: 1. Практико-ориентированный семинар : 1.1. Особенности работы с родителями в условиях СКОШ №10 1.2. Система работы тьютора. Работа родительского клуба «Быть вместе, а не рядом!» В ходе данного мероприятия стажеры ответили на главный вопрос: Как повысить эффективность взаимодействия педагогов с родителями в инклюзивной школе? Познакомились с методами конструктивного взаимодействия при выстраивании беседы с родителями по вопросам смены образовательного маршрута, познакомились с особенностями организации работы тьютора и разнообразными формами реализации программы «Сотрудничества семьи и школы» , где основной формой является работа родительского клуба «Быть вместе , а не рядом». 2. практическая демонстрация опыта МКОУ СКОШ №10 по реализации программы сотрудничества семьи и школы. В ходе практических занятий стажеры познакомились с основными программными элементами «Родительского клуба»: - спортивно-оздоровительное направление в работе с родителями «Игра - это серьезно»; - коррекционно-развивающее направление: Родительский университет, «Научите говорить меня правильно»; - трудовое направление: «Кулинарный поединок»; - театральная детско-родительская студия.
В ходе данных мероприятий участники выявили особенности работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ, детально проработали требования к организации работы с родителями, провели дифференциальную диагностику разных групп родителей, спланировав с учетом этого индивидуальную работу с каждой группой родителей. В ходе анализа практического опыта по использованию педагогических приемов работы с родителями стажеры смогли отработать навыки по использованию конструктивных психолого-педагогических техник в организации работы с семьей. В ходе обсуждения структуры программы сотрудничества семьи и школы и требований к результату реализации данной программы в условиях реализации ФГОС ОВЗ ЗДВР СКОШ №10 Беляева Т.Ю. провела системный анализ структуры программы с учетом требований стандарта, выделив функции, особенности и структурные компоненты программы, раскрыла основные направления в работе с родителями, представила результаты. Тьютор школы Авезова А.А. раскрыла особенности тьюторского сопровождения семей, воспитывающих ребенка с тяжелыми множественными нарушениями в развитии и с глубокой степенью умственной отсталости, наглядно продемонстрировала совместные занятия родителя и тьютора по развитию графомоторных и пространственных функций у ребенка с глубокой степенью умственной отсталости. Свой опыт работы по использованию педагогических технологий в работе с родителями представили на своих занятиях следующие педагоги: 1. Родительское собрание в 3 классе по теме «Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться» - учитель нач. кл. Былкова В.И. В ходе данного родительского собрания педагог совместно с родителями в форме деловой игры искал причины неудач ребенка в обучении, а также сильные стороны в учебной деятельности на которые можно опереться в повседневном общении с ребенком. Итогом совместной работы педагога с родителями стало решение об индивидуальной помощи каждому ребенку класса и особенности организации самостоятельной работы с ним дома. Родители были не совсем активны, так как сказалось присутствие стажеров на мероприятии. 2. Классный час в 7 классе «Кто я? Какие мы?» - учитель Аргунова И.А. Новизна и практическая значимость данного занятия заключалась в использовании сказкотерапии в коррекции детско-родительских отношений. Родителям и детям было предложено проанализировать мультфильм «Гадкий утенок», найти совместное решение проблемы взаимоотношений разных по характеру людей, ответить на вопрос как могут родители помочь ребенку в повседневной школьной жизни в части нормализации коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми. 3. «Родительский университет» Шульгина Е.В. - педагог – психолог. В ходе данного занятия стажеры сами выступали в роли родителей. в ходе психологического тренинга психолог раскрыла особенности агрессивного поведения взрослых по отношению к детям. Стажеры смогли на себе испытать авторитарный стиль общения с ребенком и пришли к выводу о том, что данный стиль общения не приводит к конструктивным взаимоотношениям внутри семьи, нарушая доверительное общения. Стажерам удалось познакомиться с альтернативными методами взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ - «снятие психологического напряжения во время общения по средствам рефлексии и релаксации», психологу, сыграв на материнском чувстве каждого присутствующего, удалось наглядно показать как легко можно установить контакт с родителями и самостоятельно обозначить индивидуальные методы воспитания в семье. 4. Научите меня говорить правильно. Косых К.В. - логопед. Участники стажировки познакомились с особенностями организации артикуляционной гимнастики в домашних условиях. Так был продемонстрирован принцип обучения правильному звукопроизношению посредствам выполнения артикуляционных упражнений. Логопед показала значение родителей в повседневной организации логопедической гимнастики дома. 5. Игра -это серьезно. Мельникова О.А. - учитель физической культура. Стажером был продемонстрирован опыт организации спортивно-оздоровительной работы совместно с родителями детей – инвалидов. Учитель показала использование сенсорного оборудования в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий. Праздник прошел красочно с присутствием большого количества родителей (15 человек). 6. Мастерская добрых дел.«Кулинарный поединок» Кургузова Л.В - учитель СБО В ходе данного мероприятия слушатели получили возможность увидеть совместную работу родителей и педагогов в развитии жизненных компетенций учащихся с ОВЗ. 7. Итогом стажировочных мероприятий стало представление опыта театральной студии родителей, педагогов и обучающихся школы . На суд стажеров был представлен творческий проект инсценировки известной сказки «Золушка». По-мнению всех присутствующих именно это мероприятие показало значимость участие родителе в жизни школы, стажеры увидели совместную работу всех участников образовательной деятельности школы в развитии творческих и социально-значимых компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Яркие театральные образы, костюмы, спецэффекты, подготовленные родителями и педагогами МКОУ СКОШ №10 никого не оставили равнодушным.
Стажеры отметили атмосферу взаимопонимания и сотрудничества семьи и школы. По – результатам анкетирования самыми удачными, интересными и специфическими стали мероприятия: 1. Театральная студия родительского клуба. 2. родительский университет 3. представление опыта по тьюторскому сопровождению семьи. 4. Научите меня говорить правильно.
Результатом самостоятельной работы слушателей было выполнение следующих стажировочных заданий: 1. проектирование программы сотрудничества семьи и школы как части Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. 2. Разработки одного из направлений работы с родителями в условиях введения ФГОС ОВЗ.
Результаты: 46 участников стажировки (100% ) оценили стажировочное мероприятие по 10-ти бальной шкале в 10 балов. Данная оценка мероприятия позволяет сделать вывод о том, что рассмотренные вопросы имеют высокую степень новизны и практической значимости. Практическую значимость в работе своего учреждения стажеры так же оценили в 10 баллов, так как предложенные методы можно использовать в повседневной образовательной практике с родителями. Особо присутствующие отметили высокий творческий потенциал педагогического коллектива, атмосферу доброжелательности и высокого профессионализма в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Участники стажировки отметили, что все мероприятия в рамках стажировочного мероприятия методически подготовлены, что позволило стажерам взять необходимые раздаточные материалы : буклеты по организации тьюторского сопровождения семьи в школе, памятки по конструктивному взаимодействию с родителями, структуру программы взаимодействия семьи и школы.
Девяткина Оксана Викторовна Директор МКОУ "СКОШ № 10"
по результатам проведения стажировочных мероприятий в г. Краснокаменске Забайкальского края в МКОУ СКОШ №10 по теме «Развитие жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ. Практикоориентированные технологии».
5 апреля 2016 в МКОУ СКОШ №10г. Краснокаменска Забайкальского края проведено стажировочное мероприятие в рамках работы Регионального ресурсного центра по экспериментальной апробации ФГОС ОВЗ. Модуль «Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС ОВЗ». который рассчитан на 16 часов. В рамках данного образовательного модуля была представлена работа педагогического коллектива в вопросах формирования жизненных компетенций учащихся с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития, как одной из основополагающей составляющей стандарта для обучающихся с ОВЗ. Стажировочное мероприятии (приказ по организации № 218 от 24 марта 2016года) подготовила администрация ОО: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В. , ЗДУВР Киселева С.А., тьютор Авезова А.А., учителя предметники: Володин С.П., Кургузова Л.В. психологи школы: Шульгина Е.В.,., логопед школы: Косых К.В. Куратором стажировочной площадки СКОШ №10 является Куприянова О.П. старший преподаватель кафедры специального образования и здоровьесбержения ЗАБИРО. В работа стажировочной площадки была направлена на методическое сопровождение резельентных школ: на стажировке присутствовало 13 педагогов из Алек-заводского района, во главе с директором школы и Зав.РМК. В рамках программы стажировки участвовали 43 стажеров городских и районных школ Краснокаменского района (Целининская СОШ, Маргуцекская СОШ, Ковылининская СОШ, Средне-аргунская ООШ, Кайлайстуйская ООШ, Капцегайтуйская ООШ.
Категория стажеров: директора школы, заместители директора по учебно-воспитательной работы, специалисты Комитета по управлению образованием, учителя начальных классов. Главной целью стажировочной площадки было показать общие подходы к формированию жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Слушателям был представлен опыт в реализации программы базовых учебных действий , как части адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. ЗДУВР Киселева С.А. показала взаимосвязь формирования базовых учебных действий с предметами учебного плана для обучающихся с умственной отсталости. Познакомила с системой оценки личностных достижений, разработанную консилиумом специалистов МКОУ СКОШ №10. Данный материал был представлен наглядно, то есть стажеры могли получить методический продукт школы и применить в дальнейшем в свей практике.
В целом, программа стажировки включала: 1. Практико-ориентированный семинар : 1.1. Программа планирования базовых учебных действий. 1.2. Роль сенсорной комнаты в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ. 1.3. Практикоориентированные технологии в обучении и воспитании умственно отсталых школьников. В ходе данного мероприятия стажеры осмыслили необходимость формирования базовых учебных действий у умственно отсталых школьников, учились находить отличия между универсальными учебными действиями и базовыми, искали взаимосвязь формирования базовых учебных действий с формированием жизненных компетенций учащихся с ОВЗ.? Познакомились с методами коррекционно - развивающего обучения, в частности роли сенсорного развития в коррекции нарушений, а так же значении практикоориентированных технологий. Так психолог школы познакомила с основными функциональными зонами сенсорной комнаты и влиянии их на развитие жизненных компетенций учащихся. Стажеры получили практическую возможность познакомится с основными зонами сенсорной комнаты и спроектировать базовые учебные действия, которые можно сформировать посредством интерактивного оборудования. Директор школы О.В Девяткина представила принципы применения практикоориентированных технологий в образовательной деятельности школы. Раскрыла суть коррекционно-развивающего обучения, показав технологию работы с детьми с ОВЗ. Познакомила с методами индивидуальной и групповой работы, стажеры поучаствовали в групповом занятии, где смогли в практической деятельности увидеть особенности применения метода групповой работы в инклюзивном классе. Брали на себя роль слепого ребенка, с ДЦП и умственно отсталого, моделировали поведение обучающихся и педагога. Так же слушателям был предложен метод совместно-разделительной деятельности Г.И. Сколянского. 2. Практическая демонстрация опыта МКОУ СКОШ №10 по реализации программы формирования базовых учебных действий. В ходе практических занятий стажеры познакомились с основными формами и методами формирования жизненных компетенций учащихся, таких как психологические и логопедические занятия, урок социально—бытового ориентирования. Были представлены такие методы работы с детьми с ОВЗ, как индивидуальная работа, экскурсия, технологии работы над созданием авторской книги. В ходе данных мероприятий участники выявили особенности работы с обучающимися ОВЗ, детально проработали требования к организации индивидуальной и групповой работы. В ходе анализа практического опыта по использованию педагогических приемов работы по формированию жизненных компетенций стажеры смогли отработать навыки по использованию сенсорного оборудования. Тьютор Авезова А.А. показала взаимосвязь урока СБО, экскурсии в почтовое отделение и жизнью учащихся через метод работы по авторской книге.
Свой опыт работы по использованию педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ по развитию жизненных компетенций на своих занятиях следующие педагоги: 1. Индивидуальное логопедическое занятие с использованием интерактивного оборудования (логотренажер Дельфа — 142.1 ) тема «Домашние животные» - логопед Косых К.В. На данном занятии логопед продемонстрировала опыт работы с обучающейся со сложной структурой дефекта: задержка психического развития и сенсоневральная тугоухость 4 степени. В ходе данного занятия логопед показала приемы работы по формированию базовых учебных действий таких как: воспринимать цель речевого высказывания и пользоваться ей в повседневной жизни, закрепили навыки произношения губных звуков и способы их дифференциации . Слушатели увидели особенности применения логотренажера по выработке правильного речевого дыхания, а также способности контролировать собственного устного высказывания. 2. Психологическое занятие в сенсорной комнате - педагог психолог Шульгина Е.В. Новизна и практическая значимость данного занятия заключалась в использовании сенсорного оборудования в коррекции зрительного восприятия у детей синдромом Дауна. С помощью арттерапевтических технологий психолог показала стажерам возможность коррекции произвольного внимания обучающихся. Стажеры увидели возможность переноса полученных знаний на занятиях по окружающему миру и математике в индивидуальную коррекционную работу с психологом в сенсорной комнате. Так психолог показала ,как можно, используя сенсорное оборудование, в частности тактильные ячейки, переносной светящийся модуль в коррекции цветоощущения у детей с сложной структурой дефекта.
По – результатам анкетирования самыми удачными, интересными и специфическими стали мероприятия: 1. Способы применения совместно-разделительного метода обучения и групповой работы с детьми на уроке. - 2. технологии работы с авторской книгой Результатом самостоятельной работы слушателей было выполнение следующих стажировочных заданий: 1. Разработка требований к оценке базовых учебных действий 2.Анализ учебных занятий с точки зрения формирования жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ. Итогом работы стажировочной площадки стало интерактивное консультирование представителей Алек-заводского района. В ходе консультации администрация школы и педагоги провели экскурсию по школе, познакомили с особенностями организации образовательного процесса. Директор школы провела подробную консультацию по нормативно-правовой базе учреждения в условиях перехода на ФГОС ОВЗ. ЗДУВР представила рабочие программы по предметам, а также специальные индивидуальные программы развития.
Результаты
46 участников стажировки (100% ) оценили стажировочное мероприятие по 10-ти бальной шкале в 10 балов. Данная оценка мероприятия позволяет сделать вывод о том, что рассмотренные вопросы имеют высокую степень новизны и практической значимости. Практическую значимость в работе своего учреждения стажеры так же оценили в 10 баллов, так как предложенные методы можно использовать в повседневной образовательной практике с детьми с ОВЗ. Однако стажеры отмечают нехватку специалистов узкого профиля в своих учреждениях: логопедов, дефектологов. В связи с этим большие затруднения при переносе предложенных коррекционных технологий в свою педагогическую практику.
Особо присутствующие отметили высокий творческий потенциал педагогического коллектива, атмосферу доброжелательности и высокого профессионализма в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Девяткина Оксана Викторовна Директор МКОУ "СКОШ № 10"
Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 30 апреля 2016 года.
В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении СКОШ №10 г.Краснокаменска 30.04.2016 прошли стажировочные мероприятия по теме «Некоторые аспекты семейного воспитания детей с ЗПР и умственной отсталостью и перспективы их обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ » В условиях введения ФГОС ОВЗ особая роль отводится работе с родителями и организацией семейного воспитания в школе. Программа стажировочных мероприятий была направлена на представление опыта работы школы по реализации программы взаимодействия с родителями. В стажировке приняли участие 31 педагог из образовательных организаций города и района, а так же родители , воспитывающие детей с ограниченными и возможностями здоровья. (61человек) СКОШ№10, во главе с председателем Управляющего Совета школы Дмитриевой И.В. Стажировочное мероприятии подготовила администрация ОО: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В. , ЗДУВР Киселева С.А., ЗДВР Беляева Т.Ю., учителя музыки Скубаковой С.Г., тьюторм Авезовой А.А., Барановой В.М. психологом школы Шульгиной Е.В., учитем начальной школы Черепахиной В.А. В ходе мероприятия стажеры познакомились с опытом работы учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы сопровождения и администрации школы по организации работы с семьей. В ходе представленных мероприятий участники выявили особенности семейного воспитания в части организации досуговой деятельности, детально проработав требования к реализации программы по взаимодействию с родителями, выделив психолого-педагогические особенности обучающихся. Стажерами были изучены р\д нормативно- правовых актов в части организации работы с родителями: Договор об получении образовании, Положение о организации получения образования в семейной форме, Положение по обучению по индивидуальному учебному плану, Положение о тьюторском сопровождении семейного воспитания. В ходе анализа практического опыта по работе с родителями стажеры смогли отработать навыки по использованию педагогических технологий в организации совместной досуговой деятельности. Так руководитель вокальной студии продемонстрировала совместную работу с семьей в развитии вокальных данный у обучающихся с ОВЗ. Тьютор Баранова В.М. поделилась опыт в развитии творческих способностей учащихся с ОВЗ по -средствам практикоориентированных технологий. Учитель начальных классов раскрыла роль коррекционно-развивающихих занятий в организации внеурочной деятельности. Стажировочное мероприятие прошло на высоком уровне, участники отмечают актуальность программы стажировки, в частности: структура и содержание программы Взаимодействия семьи и школы имеют высокую степень новизны и практической значимости. Отдельно следует подчеркнуть участие родительской общественности в обсуждении структуры программы взаимодействия семьи и школы. В ходе стажировки была организована интерактивная родительская конференция. В рамках данного мероприятия от родителей было задано 13 вопросов, в основном, родительскую общественность интересовали условия получения образования детей с ОВЗ в рамках введения ФГОС ОВЗ, вопросы внеурочной занятости учащихся с ОВЗ и возможность получения образования по индивидуальному учебному плану. Родители, во главе председателя Управляющего совета школы, отметили важность рассматриваемого вопроса. Подчеркнули актуальность данного документа в продолжении и выборе образовательного маршрута особенного ребенка. Высказали мнение о востребованности стандарта для детей с ОВЗ в дальнейшей социализации детей, подчеркнули гарантии на качество образовательных услуг и учет индивидуальных особенностей при выборе каждого варианта стандарта.
Девяткина Оксана Викторовна Директор МКОУ "СКОШ № 10"
Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 7 июня 2016 года.
Аналитический отчет
по результатам проведения стажировочных мероприятий в г. Краснокаменске Забайкальского края в МКОУ «СКОШ №10» по теме : « Особенности проектирования и реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы и СИПР в условиях ФГС для обучающихся с умтсвенной отсталостью »
7 июня в МК ОУ СКОШ №10 г.Краснокаменска Забайкальского края проведено стажировочное мероприятие в рамках реализации проекта по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Модуль « Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС ОВЗ».» рассчитан на 16 часов. Данный образовательный модуль был направлен на систематизацию и изучение опыта работы учреждения по проектированию АООП для умственно отсталых обучающихся и Специальных индивидуальных программ развития.
В целом, программа стажировки включала: 1. Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся по второму варианту АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. Требования ФГОС к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы и к результатам ее освоения. 3. Проектирование АООП для обучающихся с умственной отсталостью. 4. Программа взаимодействия семьи и школы. 5. Тьюторское сопровождение в условиях МКОУ СКОШ №10. 6. Программа внеурочной деятельности. 7. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), как специальное условие позволяющее удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся по второму варианту АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Структура и разработка СИПР. 8. Индивидуальный учебный план. 9. Формы реализации ИУП в образовательном процессе школы.
Стажировочное мероприятии (приказ по учреждению № 245 от 27 апреля 2016 года) подготовила администрация ОУ: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В., ЗДУВР Киселева С.А, ЗДВР Беляева Т.Ю., учитель начальных классов Бугакова Т.А., учитель физической культуры Мельникова О.А., тьюторы Осипова Т.И., Авезова А.А, педагог- психолог Шульгина Е.В., учитель — логопед Косых К.В. Тьютором стажировочной площадки СКОШ №10 является Куприянова О.П. старший методист кафедры специального образования и здоровьесбержения ЗАБКИПКРО. Ее были даны целевые установки в проведении данных стажировочных мероприятий, осуществлена информационно-методическая поддержка (предоставлены рекомендации по разработке программы наблюдения за учебной деятельностью умственно отсталого школьника). В рамках программы стажировки участвовали 22 стажеров из Борзинского района. Особый акцент при организации стажировки администрация школы делала на учителей начальных классов и заместителей директора по учебно-воспитательной работе: учителей начальных классов присутствовало- 3 педагогов (13,6%); директоров ОУ - 5 (23%) ЗДУВР — 11 (50% ); 1 (4,5% )представитель КУО — главный специалист отдела общего и дополнительного образования; В ходе мероприятия стажеры познакомились с опытом работы учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы сопровождения и администрации школы по разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной индивидуальной программы развития. Изучили структурные компоненты СИПР, познакомились с основными формами реализации ИУП. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью была представлена по основным структурным элементам, представленных в стандарте, а также показаны индивидуальные особенности проектирования программы в условиях МКОУ СКОШ №10. В ходе данных мероприятий участники выявили особенности проектирования СИПР в соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых обучающихся, вариант 2.2., выделив психолого-педагогические особенности обучающихся, способных освоить данный вариант стандарта. Особая роль в программе стажировки уделялась проектированию индивидуального учебного плана, стажеры смогли познакомиться с технологией разработки ИУП на примере практики СКОШ №10. Директор школы Девяткина О.В. представила особенности проектирования адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях МКОУ СКОШ №10. Так же стажерам было предложено познакомится с нормативно-правовой базой школы, которая создана в учреждении при переходе на ФГОС ОВЗ. Стажеры отметили новизну и практическую значимость таких документов , как Положение о СИПР, Положение об оценке личностных результатов освоения АООП., Положение о ресурсном классе Положение о динамическом нелинейном расписании. В ходе обсуждения требований к структуре СИПР ЗДУВР СКОШ №10 Киселева С.А. провела системный анализ элементов индивидуальной программы развития в соответствии с требованиями ФГОС, выделив функции, особенности и структурные компоненты СИПР. Психолог школы Шульгина Е.В подготовила презентацию о психолого-педагогических особенностях обучающихся с различными формами умственной отсталости, которая сопровождалась серией индивидуальных занятий с ребенком с ТМНР в период адаптации в школе. По-мнению, большинства стажеров 95% данное занятие было наиболее интересным и значимым. Актуальность и новизну данной презентации 95% участников стажировки отметили на высоком уровне (оценили в 10 баллов). В ходе данных занятий педагог-психолог продемонстрировала технологию поведенческой терапии для детей с ранним детским аутизмом и с тяжелой степенью умственной отсталости. Так же психолог школы совместно с ЗДВР Беляевой Т.Ю. познакомили стажеров с особенностями разработки программы внеурочной деятельности и программы взаимодействия семьи и школы. Директор школы О.В. Девяткина представила особенности разработки индивидуального учебного плана, выделив как финансово-экономическую составляющую ИУП, так и организационно-методическую. Особое внимание при проектировании ИУП было уделено нормативно-правовой базе. Директор школы детально остановилась на заключении ПМПК и индивидуальной программе реабилитации инвалида, подчеркнув важность понимания данных документов при составлении индивидуальных учебных планов для учителей начальных классов и администрации школ, где учатся дети с ОВЗ. Так же схема составления ИУП была дана таким образом, что данная технология может быть использована для разработки ИУП для любого обучающегося с ОВЗ (с учетом особых образовательных потребностей) не только в специальном коррекционном классе, но и в инклюзивной практике.
Важной и неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы является организация коррекционной работы. Пожтому в ходе практической части стажировочных мероприятий слушатели познакомились с со следующими видами коррекционных занятий:
занятие с тьютором по развитию жизненных компетенций учащихся с ОВЗ. В ходе анализа практического опыта по использованию педагогических приемов работы по формированию жизненных компетенций стажеры смогли отработать навыки по использованию сенсорного оборудования. Тьютор Авезова А.А. показала взаимосвязь урока СБО, экскурсии в почтовое отделение и жизнью учащихся через метод работы по авторской книге.
Индивидуальное логопедическое занятие с использованием интерактивного оборудования (логотренажер Дельфа — 142.1 ) тема «Домашние животные» - логопед Косых К.В. На данном занятии логопед продемонстрировала опыт работы с обучающейся со сложной структурой дефекта: задержка психического развития и сенсоневральная тугоухость 4 степени. В ходе данного занятия логопед показала приемы работы по формированию базовых учебных действий таких как: воспринимать цель речевого высказывания и пользоваться ей в повседневной жизни, закрепили навыки произношения губных звуков и способы их дифференциации . Слушатели увидели особенности применения логотренажера по выработке правильного речевого дыхания, а также способности контролировать собственного устного высказывания.
Психологическое занятие в сенсорной комнате - педагог психолог Шульгина Е.В. Новизна и практическая значимость данного занятия заключалась в использовании сенсорного оборудования в коррекции зрительного восприятия у детей синдромом Дауна. С помощью арттерапевтических технологий психолог показала стажерам возможность коррекции произвольного внимания обучающихся. Стажеры увидели возможность переноса полученных знаний на занятиях по окружающему миру и математике в индивидуальную коррекционную работу с психологом в сенсорной комнате. Так психолог показала ,как можно, используя сенсорное оборудование, в частности тактильные ячейки, переносной светящийся модуль в коррекции цветоощущения у детей с сложной структурой дефекта.
Практической частью стажировки являлось видеопрезентация реализации ИУП в практике школы. Следует отметить, что специалисты школы взяли для наблюдения самое начало обучения в школе детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в период адаптации, где основная задача педагогов является установления контакта с обучающимися и формирование учебного поведения.
Для эффективной организации наблюдения за реализацией ИУП в ходе видеопрезентации была разработана программа наблюдения. Структура наблюдения для стажеров включала следующие этапы: 1. Какие формы реализации ИУП вам были продемонстрированы. 2. Дайте психолого-педагогическую характеристику деятельности детей , придерживаясь следующего плана: - степень включенности и распределения внимания в течение учебного занятия. - речевая активность детей. - степень самостоятельности, умение слышать и выполнять учебную задачу -степень принятие помощи учителя, тьютора -степень работоспособности. - Подчинение воле учителя, тьютора. 3. Заполните таблицу « Наблюдение за педагогической деятельности учителя, тьютора, родителя, психолога, учителя- предметника Критерии наблюдения Учитель Тьютор Родитель Психолог Способы подачи материала Реакции на проявления детей Способы вербального и невербального поведения Особенности слушания учеников Учет индивидуальных особенностей детей.
В ходе видеопрезентации реализации ИУП в СКОШ №10 стажеры познакомились: 1. Урок трудового обучения в 1 классе по теме «Цвета осени». Учитель начальных классов Бугакова Т.А. совместно с тьютором Осиповой Т.И. показали формирования первоначальных трудовых навыков у учащихся с синдромом Дауна, показали структуру наблюдения за изменениями в природе. Весь урок учитель совместного с тьютором уделял внимание развитию базового учебного действия - слышать и воспроизводить двухступенчатую инструкцию. В ходе урока было важно увидеть реакцию тьютора и учителя на проявления учебной деятельности детей 2. Динамическая пауза. Работа в малых группах, фрагмент внеурочного занятия по адаптивной физической культуре. В ходе данного занятия учитель физической культуры Мельникова О.А. продемонстрировала сенсорное оборудования для развития физических и пространственных возможностей детей с ОВЗ. Так же на данном занятия присутствовал тьютор, который помогал регулировать поведение детей с ТМНР. Учитель показал элементы адаптивной физической культуры, а именно двигательные упражнения с предметами. Новизна данного занятия заключалась в сочетании традиционных форм физического воспитания с элементами сенсорного коррекционного воздействия: цветотерапия (использование цветовых лабиринтов, цветных обручей) 3. Самостоятельная работа на дому. В ходе данного видеофрагмента стажеры смогли увидеть роль родителя в реализации ИУП. Мама обучающегося 1б класса, которому рекомендовано индивидуальное обучение на дому (тотальная слепота) представила занятие по развитию речи и формированию жизненных компетенций по теме «Овощи». Данное занятие является системнообразующем в большом разделе АООП «Осень». Родительница показала технологии организации самостоятельной работы с ребенком и роль тьютора в организации данного вида работ.
Результатом работы мастер-классов и практических занятий были выполнены следующие стажировочные заданий: 1. Проектирование структурных компонентов СИПР. 2. Проектирование индивидуального учебного плана. 3. заполнение программы наблюдения за реализаций ИУП в практике СКОШ №10.
Результатом данной работы явилось: 1. Проект СИПР (приложение1) 2. Проект ИУП (приложение2) 3. таблица « Наблюдение за педагогической деятельности учителя, тьютора, родителя, психолога, учителя - предметника в реализации ИУП (приложение3)
Контроль знаний, навыков, усвоенных стажерами, проведено через тестирование, показавшее объективные результаты стажировки с точки зрения ее участников по следующим критериям (по каждому критерию - макс 10: 1. Актуальность рассмотренных вопросов лично для вас 2. Степень переноса предложенных форм реализации ИУП в инклюзивную практику школы. 3.Новизна проведенных форм занятий (с точки зрения содержания) 4.Новизна проведенных занятий (с точки зрения предложенных методов и приемов) 5.Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки.
Результаты
22 человека - участников стажировки (100% ) оценили стажировочное мероприятие по 10-ти бальной шкале в 10 балов, 5 человек – 8 баллов, выделив основную проблему: предложенные методы в ходе стажировки не применимы в собственной педагогической практике. Однако, 22 стажера отмечают возможность переноса полученных знаний и умений в практику инклюзивного образования детей с ОВЗ. В рамках программы стажировки участникам была предложена видеопрезентация реализации специальной индивидуальной программы развития через следующие формы: урок, внеурочное занятие (адаптивная физическая культура, работа в малых группах), самостоятельная работа с родителями, коррекционное занятие с психологом. По-мнению, стажеров особенно ценным является то, что школа продемонстрировала начало обучения детей со сложным дефектом в развитии на этапе адаптации детей в школе. (видеоматериал учебных занятий в 1 классе). Так же стажеры отмечают и актуальность выбранной формы: видеопрезентация, что позволяет тиражировать данный опыт на местах в своих образовательных учреждениях. Данная оценка мероприятия позволяет сделать вывод о том, что рассмотренные вопросы в ходе стажировки имели высокую практическую значимость и актуальность для работы образовательных учреждения в части проектирования индивидуального учебного плана. Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки педагоги оценили в 10 баллов, что свидетельствует об открытости и заинтересованности педагогического коллектива школы транслировать накопленный опыт в обучении детей с ОВЗ. Особо ценным отметили участники стажировочных мероприятий и тот факт, что администрация и педагогический коллектив школы позволили воспользоваться методическими разработками школы (специальные индивидуальные программы развития, индивидуальные учебные плана, положение о СИПР), предоставив эти материалы в электронном виде.
Девяткина Оксана Викторовна Директор МКОУ "СКОШ № 10"