Дефектологическое направление

Дефектологическое направление

 

 

 Теоретической основой дефектологического направления явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. 

 

  • Цель дефектологического направления
     

      Формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития умственно отсталого ребенка и более эффективной социализации в обществе.
      Задачи:
        • Развивать психические процессы: память, мышление, речь, воображение, восприятие.
        • Корригировать отклонения в сенсорном развитии у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
        • Обогатить чувственный познавательный опыт на  основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений  и отражать их в речи.
        • Формировать интерес и  эмоционально – положительное отношение  к окружающей действительности, широкую ориентировку в окружающем предметном мире.

       
  • Ососбенности дефектологического направления
     

    Сопровождение построено на следующих принципах:
        1. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
        2. Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
        3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
        4. Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
        5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
        6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
        7. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.
      В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
      Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
      Особенности коррекционной работы в 1 классе: увеличенный объем помощи в преодолении нарушений мелкой и крупной моторики, перцептивной деятельности и нарушений ВПФ.  Эта работа включает развитие  общей и мелкой моторики для овладения необходимыми  графическими навыками, коррекцию и развитие гнозиса, праксиса, мнезиса; уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектах, а так же формирование общеучебных навыков: планирование деятельности, выполнение действий по образцу, следование инструкции. 
      Особенности коррекционной работы в 2 классе: дальнейшее развитие и коррекция моторного и сенсорного компонентов двигательного       анализатора, развитие и совершенствование оптического и фонетического восприятия, анализа и синтеза. Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства в двухмерном пространстве. Формирование внутреннего плана действий. 
      Особенности коррекционной работы в 3 классе: коррекция, развитие и совершенствование  зрительного восприятия и зрительного анализа, координация в системе «глаз – рука».  Формирование   представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении в двух – и трехмерном пространстве.
      Особенности коррекционной работы в 4 классе:  дальнейшая коррекция,  развитие и закрепление  полноценных пространственных  (в трехмерном пространстве) и временных представлений, акустических и оптических сенсорных эталонов.  Развитие и совершенствование сложнокоординированных движений.  Развитие умения планировать, контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты. 

     
  • Учителя-дефектологи

    Специализируются в области работы с детьми, имеющими стойкие трудности в обучении и социализации, обусловленные различными заболеваниями. В задачи работы учителей-дефектологов входит: углубленная психолого-педагогическая диагностика детей с особенностями психофизического развития; подбор специальных технических средств, расширяющих двигательные и познавательные возможности ребенка; развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы; формирование учебных умений, в том числе, с помощью специальных тренажеров и компьютерных программ.

     
  • Бугакова Татьяна Алексеевна
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО  

    Сайт   
  • Иванова Анна Владимировна
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО  

       
  • Новости
  • Онлайн-марафон «Обучение и социализация детей с ментальными нарушениями"

      В течение ноября 2024 года педагогический коллектив школы в полном составе принял участие в онлайн-марафоне (36 академических часов) «Обучение и социализация детей с ментальными нарушениями: методы, стратегии и практические подходы», организованном Автономной некоммерческой организацией дистанционного обучения «Педагоги России: инновации в образовании», г. Екатеринбург.
      В СКОШ обучаются категория детей с ментальными нарушениями, также дети с осложненной структурой дефекта в развитии и с сочетанными нарушениями, дети с ТМНР. При этом учитель-дефектолог педагог должен:
    1. понимать особенность нарушения и его влияние на поведение, восприятие и обучение ребенка.
    2. знать методику, которая поможет ребенку усваивать образовательную программу.
    3. разработать индивидуальный образовательный маршрут, с учетом индивидуальных особенностей особенностей, адаптировав программу.
    4. Взаимодействовать с семьей ребенка для достижения эффективных результатов.
    5. знать законодательство, регулирующее права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в области образования.

      Таким образом, педагог, работающий в СКОШ, должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками в организации образовательного процесса, коррекционной работы и социальной адаптации. В связи с этим данный марафон крайне актуален в свете реализации ФАОП.

    ПРОГРАММА МАРАФОНА:
    1. Введение в особенности ментальных нарушений у детей.
    - Классификация ментальных нарушений: аутизм, синдром Дауна, расстройства внимания, интеллектуальные нарушения и др.
    - Психолого-педагогические характеристики детей с ментальными нарушениями.
    - Ранние признаки и диагностика ментальных нарушений у детей.

    2. Правовая основа и инклюзия.
    - Законодательство в области инклюзивного образования: права детей с ментальными нарушениями.
    - Инклюзия в образовании: концепции, модели, методы интеграции детей с ментальными нарушениями в общие образовательные среды.
    - Этика и ответственность педагога в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

    3. Методики обучения и коррекционная педагогика.
    - Разработка индивидуальных образовательных маршрутов: адаптация программы под потребности ребенка.
    - Методы и подходы в обучении детей с ментальными нарушениями: что работает и почему.
    - Использование технологий и вспомогательных средств в обучении.

    4. Поведенческие проблемы и их коррекция.
    - Понимание и управление поведением детей с ментальными нарушениями.
    - Приемы и стратегии коррекции нежелательного поведения.
    - Социальные навыки и их развитие: обучение детей навыкам общения, самоконтроля и взаимодействия.

    5. Взаимодействие с семьей и социальными службами.
    - Роль семьи в обучении и социализации ребенка с ментальными нарушениями.
    - Как наладить эффективное взаимодействие с родителями и опекунами.
    - Сотрудничество с социальными и медицинскими службами.

    6. Психолого-педагогическая поддержка и развитие педагогов.
    - Психологическая поддержка педагогов, работающих с детьми с ментальными нарушениями.
    - Профилактика профессионального выгорания у педагогов.
    - Постоянное профессиональное развитие и самообразование в области инклюзивного образования.

    7. Практические занятия и обмен опытом.
    - Разбор кейсов и практических ситуаций: примеры из реальной педагогической практики.
    - Мастер-классы и тренинги: практическое применение методов работы с детьми с ментальными нарушениями.
    - Обсуждение успешных практик и обмен опытом между участниками.

     Благодарственное письмо
  • Месяц альтернативной и дополнительной коммуникации
     

      Во всем мире октябрь отмечается как месяц альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Он был учрежден Проектным комитетом Международной ассоциации альтернативной коммуникации (ISAAC) в октябре 2007 года.

    ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО
    Люди, не использующие речь для общения или имеющие трудности с устной речью, такие же люди, только им намного труднее. Если человек не может словами выразить свои мысли и чувства, сообщить о потребностях, донести свои мысли - это не значит у них нет чувств и мышления. Это значит, что они имеют право на участие в социальной жизни как и все.

      Цель месяца альтернативной и дополнительной коммуникации – привлечь внимание общества к проблеме изолированности неговорящих людей.

      Специалисты Службы ППМС сопровождения приготовили для вас карточки, которые многое объясняют!

      Наши учителя-дефектологи активно используют в работе методику формирования альтернативной дополнительной коммуникации. Более того, учитель-логопед Колмогорова Н.А., учитель-логопед Косых К.В. прошли курсы повышения квалификации в  АНО «ИПАП» по теме:  «Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) в профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов и коррекционных педагогов», в количестве 72 часов, с 11 по 24 сентября 2023г, г. Москва.

     Материалы  
Дата последнего обновления страницы 17.01.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения