Теоретической основой дефектологического направления явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Цель дефектологического направления
Формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующего оптимизации психического развития умственно отсталого ребенка и более эффективной социализации в обществе. Задачи: • Развивать психические процессы: память, мышление, речь, воображение, восприятие. • Корригировать отклонения в сенсорном развитии у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. • Обогатить чувственный познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи. • Формировать интерес и эмоционально – положительное отношение к окружающей действительности, широкую ориентировку в окружающем предметном мире.
Ососбенности дефектологического направления
Сопровождение построено на следующих принципах: 1. Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка. 2. Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. 3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. 4. Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник. 5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. 6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному. 7. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне. В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы. Особенности коррекционной работы в 1 классе: увеличенный объем помощи в преодолении нарушений мелкой и крупной моторики, перцептивной деятельности и нарушений ВПФ. Эта работа включает развитие общей и мелкой моторики для овладения необходимыми графическими навыками, коррекцию и развитие гнозиса, праксиса, мнезиса; уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектах, а так же формирование общеучебных навыков: планирование деятельности, выполнение действий по образцу, следование инструкции. Особенности коррекционной работы в 2 классе: дальнейшее развитие и коррекция моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора, развитие и совершенствование оптического и фонетического восприятия, анализа и синтеза. Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства в двухмерном пространстве. Формирование внутреннего плана действий. Особенности коррекционной работы в 3 классе: коррекция, развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координация в системе «глаз – рука». Формирование представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении в двух – и трехмерном пространстве. Особенности коррекционной работы в 4 классе: дальнейшая коррекция, развитие и закрепление полноценных пространственных (в трехмерном пространстве) и временных представлений, акустических и оптических сенсорных эталонов. Развитие и совершенствование сложнокоординированных движений. Развитие умения планировать, контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.
Учителя-дефектологи
Специализируются в области работы с детьми, имеющими стойкие трудности в обучении и социализации, обусловленные различными заболеваниями. В задачи работы учителей-дефектологов входит: углубленная психолого-педагогическая диагностика детей с особенностями психофизического развития; подбор специальных технических средств, расширяющих двигательные и познавательные возможности ребенка; развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы; формирование учебных умений, в том числе, с помощью специальных тренажеров и компьютерных программ.
Онлайн-марафон «Обучение и социализация детей с ментальными нарушениями"
В течение ноября 2024 года педагогический коллектив школы в полном составе принял участие в онлайн-марафоне (36 академических часов) «Обучение и социализация детей с ментальными нарушениями: методы, стратегии и практические подходы», организованном Автономной некоммерческой организацией дистанционного обучения «Педагоги России: инновации в образовании», г. Екатеринбург. В СКОШ обучаются категория детей с ментальными нарушениями, также дети с осложненной структурой дефекта в развитии и с сочетанными нарушениями, дети с ТМНР. При этом учитель-дефектолог педагог должен: 1. понимать особенность нарушения и его влияние на поведение, восприятие и обучение ребенка. 2. знать методику, которая поможет ребенку усваивать образовательную программу. 3. разработать индивидуальный образовательный маршрут, с учетом индивидуальных особенностей особенностей, адаптировав программу. 4. Взаимодействовать с семьей ребенка для достижения эффективных результатов. 5. знать законодательство, регулирующее права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в области образования.
Таким образом, педагог, работающий в СКОШ, должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками в организации образовательного процесса, коррекционной работы и социальной адаптации. В связи с этим данный марафон крайне актуален в свете реализации ФАОП.
ПРОГРАММА МАРАФОНА: 1. Введение в особенности ментальных нарушений у детей. - Классификация ментальных нарушений: аутизм, синдром Дауна, расстройства внимания, интеллектуальные нарушения и др. - Психолого-педагогические характеристики детей с ментальными нарушениями. - Ранние признаки и диагностика ментальных нарушений у детей.
2. Правовая основа и инклюзия. - Законодательство в области инклюзивного образования: права детей с ментальными нарушениями. - Инклюзия в образовании: концепции, модели, методы интеграции детей с ментальными нарушениями в общие образовательные среды. - Этика и ответственность педагога в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
3. Методики обучения и коррекционная педагогика. - Разработка индивидуальных образовательных маршрутов: адаптация программы под потребности ребенка. - Методы и подходы в обучении детей с ментальными нарушениями: что работает и почему. - Использование технологий и вспомогательных средств в обучении.
4. Поведенческие проблемы и их коррекция. - Понимание и управление поведением детей с ментальными нарушениями. - Приемы и стратегии коррекции нежелательного поведения. - Социальные навыки и их развитие: обучение детей навыкам общения, самоконтроля и взаимодействия.
5. Взаимодействие с семьей и социальными службами. - Роль семьи в обучении и социализации ребенка с ментальными нарушениями. - Как наладить эффективное взаимодействие с родителями и опекунами. - Сотрудничество с социальными и медицинскими службами.
6. Психолого-педагогическая поддержка и развитие педагогов. - Психологическая поддержка педагогов, работающих с детьми с ментальными нарушениями. - Профилактика профессионального выгорания у педагогов. - Постоянное профессиональное развитие и самообразование в области инклюзивного образования.
7. Практические занятия и обмен опытом. - Разбор кейсов и практических ситуаций: примеры из реальной педагогической практики. - Мастер-классы и тренинги: практическое применение методов работы с детьми с ментальными нарушениями. - Обсуждение успешных практик и обмен опытом между участниками.
Месяц альтернативной и дополнительной коммуникации
Во всем мире октябрь отмечается как месяц альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Он был учрежден Проектным комитетом Международной ассоциации альтернативной коммуникации (ISAAC) в октябре 2007 года.
ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО Люди, не использующие речь для общения или имеющие трудности с устной речью, такие же люди, только им намного труднее. Если человек не может словами выразить свои мысли и чувства, сообщить о потребностях, донести свои мысли - это не значит у них нет чувств и мышления. Это значит, что они имеют право на участие в социальной жизни как и все.
Цель месяца альтернативной и дополнительной коммуникации – привлечь внимание общества к проблеме изолированности неговорящих людей.
Специалисты Службы ППМС сопровождения приготовили для вас карточки, которые многое объясняют!
Наши учителя-дефектологи активно используют в работе методику формирования альтернативной дополнительной коммуникации. Более того, учитель-логопед Колмогорова Н.А., учитель-логопед Косых К.В. прошли курсы повышения квалификации в АНО «ИПАП» по теме: «Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) в профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов и коррекционных педагогов», в количестве 72 часов, с 11 по 24 сентября 2023г, г. Москва.