Педагогические советы

Педагогические советы

 

Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Его проведение организуется для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы в школе. Деятельность педсовета определяется «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы». Во всех общеобразовательных учреждениях, где работает более трех учителей, создается педагогический совет.
  Постоянный состав педсовета состоит из:
• директора школы, который является председателем, и его заместителей;
• всех учителей и воспитателей;
• организаторов внеклассной и внешкольной работы;
• социальных педагогов;
• библиотекаря.
  Также могут быть включены в состав председатель общешкольного родительского комитета и представитель учредителя.
  Расширенный состав педсовета формируется с учетом обсуждаемых вопросов, поэтому в него могут включаться представители сотрудничающих организаций и учреждений, члены общешкольного и классного родительских комитетов, преподаватели ВУЗов, представители детских общественных организаций, обучающиеся и родители. Председатель педагогического совета школы – директор. На некоторых заседаниях допускается выбор сменного председателя.
  Цель каждого педагогического совета – произвести сопоставительный анализ решаемых задач в соответствии с Образовательной программой и Программой развития школы, с современным направлением модернизации образования, с переходом образовательных учреждений на сетевое взаимодействие и на реализацию профильного обучения. Деятельность в этом контексте направлена на выявление проблем, которые стоят перед коллективом образовательного учреждения в настоящее время, и определение основной задачи по расширению информационного поля педагогических работников в сфере образовательных технологий и их применения в образовательном процессе.
  На педагогическом совете у каждого члена коллектива есть право быть услышанным. Здесь происходит совместное решение общих проблем, стартуют новые начинания и подводятся результаты уже выполненной работы педагогическим коллективом.
  Основные задачи и функции
  Главные задачи Педагогического совета
  Виды деятельности педагогического совета
:
• обсуждение и выбор программ, учебных планов, форм, учебников, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;
• организация деятельности по повышению квалификации педагогических работников, развития их творческой инициативны, распространению передового опыта и освоения новых педагогических технологий;
• рекомендации педагогических и иных работников учебного заведения к разным видам поощрения;
• решение вопросов о создании кружков, клубов, студий и иных объединений обучающихся; допуске обучающихся к экзаменам, их переводе в следующий класс либо оставлении на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения обучающихся, о поощрениях и взысканиях и т. п.;
• определение направлений взаимодействий учебного заведения с разными организациями;
• проведение опытно-экспериментальной работы.
Педагогический совет осуществляет следующие функции
  Функции педагогического совета
На основании анализа видов деятельности педсовета формируется вывод о полифункциональности современного педагогического совета.
Функции педагогического совета:
• воспитательные;
• управленческие;
• методические;
• социально-педагогические.
Целевые установки педагогического коллектива и его руководителей оказывают воздействие на степень приоритетности каждой функции.
  Управленческие (административные) функции педагогического совета:
1. Законодательные. Находят выражение в коллективных решениях, которые принимаются открытым голосованием. Они обязательны к выполнению каждым работником. Речь идет о принятии рекомендаций органов образования:
1. решения о выполнении государственных и региональных программ и учебных планов;
2. осуществление учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
3. допуск к экзаменам, перевод, награждения;
4. аттестации педагогических работников и т.д.
2. Совещательные. Обсуждается объективная информация о состоянии учебно-воспитательного процесса с выработкой рекомендаций.
3. Обобщающе-диагностические. Проводится опытно-экспериментальная работа, обследования социального, психологического и медицинского характера.
4. Планово-прогностические. Обсуждаются перспективы развития школы, планируется деятельность коллектива, выбирают учебные планы и программы.
5. Экспертно-контролирующие. Заслушиваются отчеты, заключения о работе педагогических и руководящих работников о выполнении педагогами и обучающимися Устава школы, о работе с родителями, о единых требованиях к обучающимся.
6. Корректирующие. Вносятся изменения и поправки в образовательную программу и планы работы школы на основании изменений государственной политики, социального заказа или социальной обстановки.
  Методические функции педагогического совета:
1. Информационные. Сообщения о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки и пропаганде передового.
2. Обобщающе-аналитические. Анализируется состояние учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, обобщается и анализируется педагогический опыт, анализируется качество знаний и уровень воспитанности обучающихся.
3. Развивающие. Применяются прогрессивные образовательные технологии, развивается педагогическое мастерство, происходит овладение формами, приемами и методами обучения, для которых свойственен наибольший эффект, применение опыта передовых школ и педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.
4. Обучающие. Речь идет о повышении квалификации педагогических работников методом передачи знаний, умений, навыков и педагогического мастерства.
5. Активизирующие. Активизируются усилия педагогического коллектива и всех звеньев методической службы, в том числе проблемных групп педагогического совета, научно-методического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.
 Воспитательные функции педагогического совета содействуют формированию индивидуальности каждого педагога, сознательной дисциплины педагогического коллектива и общественного мнения:
1. Формирование индивидуальности, что проявляется в виде помощи в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всем ее многообразии.
2. Формирование сознательной дисциплины коллектива. Это осуществляется во время подготовки заседаний педагогических советов, в чем участвуют все педагоги. Они участвуют в обсуждении вопросов и принятии решений, выполнении принятых решений. Благодаря коллективной работе происходит воспитание сознательной внутренней дисциплины учителей, повышение их ответственности, организованности и способности планомерно действовать.
3. Формирование мотивации. Состоит из выработки системы общих взглядов на обучение, развитие и воспитание обучающихся, разработки единых требований к действиям коллег.
  Социально-педагогические функции:
1. Коммуникационная, означается связь педагогического коллектива с обучающимися, с родителями и с педагогическими коллективами иных образовательных учреждений.
2. Координационная и интегрирующая. Направлена на координацию и интеграцию усилий всех субъектов воспитания, в том числе семьи, школы и общественных организаций.
3. Согласование для установления целесообразных связей и последовательных действий.
4. Социальная защита детей и педагогических коллективов. Выполняются правовые нормы в отношении участников педагогического процесса, что означает создание здоровых условий работы и учебы, питания, приема и увольнения, социального обеспечения и пр.

 
 
  • Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях
     

      Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
    «Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
    Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
    Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
    Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
    - «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
    с гордостью сказал первый ученик.
    - «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
    добавил второй.
    - «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
    подхватил третий.
    Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
    Только последний ученик ничего не сказал.
    Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
    - Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
    «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
    - Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
    - Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
    Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
    /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./
    Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
    - самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
    - «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
    - умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
      Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

      Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Зачем учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Как понять, что педагог владеет функциональной грамотностью и как это отражается на детях? Какие мероприятия, направленные на повышение качества общего образования, посредством формирования функциональной грамотности обучающихся осуществляются в современных условиях?

       Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
    -математическая грамотность;
    -читательская грамотность;
    -естественнонаучная грамотность;
    -финансовая грамотность;
    -креативное мышление;
    -глобальные компетенции.

       Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
       На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
        В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места.  А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.


      Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
      Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
      Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
      Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
      Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
      Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
      Соответственно вектор современного образования смещается от «пересказывания прошлого» к инновационному обучению, ориентированному на будущее, то есть система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

      В вопросе формирования функциональной грамотности в образовательной деятельности можно выделить два направления.
      Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

      Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
      Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет, и заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, близки их опыту, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
    Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный.
      Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация.
    Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности – задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, это не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть интегрирован в учебную программу как обязательная составляющая.
      Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное образование для школьников.
      Современная парадигма образования требует иного подхода. Общее и дополнительное образование должно взаимно развивать друг друга. Поэтому все созданные в рамках нацпроекта объекты – «Кванториумы», «IT-кубы», центры образования «Точка роста» – должны быть эффективно интегрированы в обе системы образования.
      Например, на предметах естественнонаучного цикла по школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в учебных ситуациях. Также параллельно идут процессы развития технологий, интеграции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это всё сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях в условиях доступности дополнительного образования.
      Насколько готовы учителя к развитию функциональной грамотности у школьников?
      Готовность педагога к формированию функциональной грамотности обучающихся рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующееся наличием у учителя специальных когнитивных и технологических ресурсов, позволяющих проектировать и реализовывать процесс функциональной грамотности обучающихся; средствами определенной предметной области, опыта их применения в образовательном процессе школы, сформированных соответствующих профессиональных установок и позиций.

      Отвечая вызовам общества, учитывая поставленные государством задачи по формированию и развитию функциональной грамотности школьников, федеральные государственные образовательные стандарты «заточены» на решение проблем повышения качества общего образования, имеют целевые установки именно на те позиции, в которых мы проваливаемся в сравнении с другими странами.
    Задача по формированию и развитию функциональной грамотности школьников является основной задачей действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
    – изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;
    – характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;
    – доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, осно¬ванная на проявлении самостоя¬тельности, активности, творчестве учащихся;

      Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

     Фото, презентация  
Дата последнего обновления страницы 31.01.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения