Целевая модель наставничества

Целевая модель наставничества

 

 

Презентация «Реализация целевой модели наставничества в образовательной организации - разработка методического кейса»

ПРИКАЗ о внедрении целевой модели наставничества

ПРИКАЗ об утверждении плана реализации целевой модели наставничества и начале реализации проекта

ПРИКАЗ о назначении наставников
НПБ по наставничеству
"Дорожная карта" (план мероприятий) реализации целевой модели наставничества
Педагогические советы
Государственная политика в области образования
Нормативные правовые основы наставничества
Целевая модель наставничества ее структурные компоненты условия
Типы, формы и виды наставничества
Этапы реализации целевой модели наставничества
Индивидуальный образовательный маршрут и ППН
Взаимодействие наставнических пар.  Этапы, возможности, перспективы
Индивидуальный профессиональный маршрут повышения профессиональной компетентности
  • Наставники МКОУ "СКОШ № 10"
    Аргунова Ирина Алексеевна  

    Косых Клавдия Викторовна    

    Чибикова Ирина Георгиевна   

    Шипелова Анна Анатольевна   

    Шульгина Евгения Владимировна   

  • Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях

        Что такое «функциональная грамотность» применительно к образованию и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Зачем учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Как понять, что педагог владеет функциональной грамотностью и как это отражается на детях? Какие мероприятия, направленные на повышение качества общего образования, посредством формирования функциональной грамотности обучающихся осуществляются в современных условиях?

       Если говорить о «функциональной грамотности» применительно к образованию, то это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием. Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
    -математическая грамотность;
    -читательская грамотность;
    -естественнонаучная грамотность;
    -финансовая грамотность;
    -креативное мышление;
    -глобальные компетенции.

       Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
       На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
        В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места.  А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.


      Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
      Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
      Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
      Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
      Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
      Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
      Соответственно вектор современного образования смещается от «пересказывания прошлого» к инновационному обучению, ориентированному на будущее, то есть система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

      В вопросе формирования функциональной грамотности в образовательной деятельности можно выделить два направления.
      Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

      Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
      Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет, и заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, близки их опыту, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
    Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный.
      Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация.
    Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности – задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, это не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть интегрирован в учебную программу как обязательная составляющая.
      Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное образование для школьников.
      Современная парадигма образования требует иного подхода. Общее и дополнительное образование должно взаимно развивать друг друга. Поэтому все созданные в рамках нацпроекта объекты – «Кванториумы», «IT-кубы», центры образования «Точка роста» – должны быть эффективно интегрированы в обе системы образования.
      Например, на предметах естественнонаучного цикла по школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в учебных ситуациях. Также параллельно идут процессы развития технологий, интеграции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это всё сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях в условиях доступности дополнительного образования.
      Насколько готовы учителя к развитию функциональной грамотности у школьников?
      Готовность педагога к формированию функциональной грамотности обучающихся рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующееся наличием у учителя специальных когнитивных и технологических ресурсов, позволяющих проектировать и реализовывать процесс функциональной грамотности обучающихся; средствами определенной предметной области, опыта их применения в образовательном процессе школы, сформированных соответствующих профессиональных установок и позиций.

      Отвечая вызовам общества, учитывая поставленные государством задачи по формированию и развитию функциональной грамотности школьников, федеральные государственные образовательные стандарты «заточены» на решение проблем повышения качества общего образования, имеют целевые установки именно на те позиции, в которых мы проваливаемся в сравнении с другими странами.
    Задача по формированию и развитию функциональной грамотности школьников является основной задачей действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
    – изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;
    – характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;
    – доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, осно¬ванная на проявлении самостоя¬тельности, активности, творчестве учащихся;

      Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

     Фото, презентация
  • Заседание специалистов службы сопровождения по мониторингу форм наставничества в школе: анализ и перспективы развития
     

      В рамках заседания специалистов службы сопровождения было проведено обсуждение актуальных вопросов, связанных с мониторингом форм наставничества в образовательных учреждениях. Участники мероприятия рассмотрели различные аспекты данной темы, включая диагностику и оценку профессиональных дефицитов учителей, анализ и идентификацию проблем, поиск оптимальных способов их решения и оказание персонифицированной помощи педагогам.

      На заседании были представлены различные формы организации наставничества, такие как индивидуальное, групповое и коллективно-индивидуальное. Также обсуждались вопросы степени открытости воздействия и взаимодействия между наставниками и наставляемыми.

       Участники заседания отметили важность создания системы персонифицированного сопровождения учителей, которая позволит своевременно выявлять и устранять профессиональные проблемы, а также повышать качество работы педагогов.

      В ходе обсуждения были предложены различные техники и подходы к реализации наставничества, такие как сопровождение, посев, катализация, показ и сбор урожая. Эти техники направлены на адаптацию, диагностику, интеграцию, мотивацию, анализ и диссеминацию лучших образовательных практик.

      По итогам заседания были определены основные направления развития и совершенствования форм и типов наставничества в образовательных учреждениях. Среди них создание совета наставников, взаимодействие с профессиональными сообществами и общественными советами, а также разработка и внедрение локальных актов, регулирующих функционирование системы наставничества. 

  • Занятие «Синичкин день»

     В рамках программы Наставничество, учитель-логопед Косых К.В, провела занятие «Синичкин день» с учениками 1 д, 2 б класса.
     Лексическая тема: Зимующие птицы.
     Цель: дать представление о празднике «Синичкин день»  расширять и актуализировать знания о зимующих птицах.
     Задачи:
    1. Пополнить запас знаний детей о видах зимующих птиц, их значении для человека и для природы, видах корма для разных птиц;
    2. Воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека;
    3. Развивать  творческие способности.
    В начале занятия, учитель познакомила учащихся с историей возникновения праздника.
      В качестве персонажа на уроке присутствовала Синица, которую сыграла тьютор Рудых Н.М. Она же провела физкультминутку «Шустрая синичка».
      В течение занятия дети отгадывали загадки о зимующих птицах, активно участвовали в играх: «Птицы в гнездышках»,«Накорми птенца»,«Птичье кафе».Учились выбирать корм для птиц.

     Фото

     

  • Мониторинг наставничества
     

      С 14 по 18 октября в школе прошел мониторинг наставничества. В мониторинге приняли участие наставнические пары:
    Тонких Н.В., учитель-олигофренопедагог  наставник Чайко О.Л.
    Аргунова И.А., учитель-олигофренопедагог наставник Марковцевой Н.И.
    Косых К.В., учитель-логопед наставник Колмогоровой Н.А.
    Шульгина Е.В., ЗД МНР наставник Рудых Н.М., Даниловой Е.А.
    Чупина А.Е., учитель начальных классов наставник Куликовой А.Ю.
    Шипелова А.А., учитель-олигофренопедагог наставник Соколовой В.В.
    Чибикова И.Г., педагог-психолог наставник Колобовой Д.А.
    Педагоги заполнили анкеты, выполнили тесты и провели консультативные диагностические беседы в своих парах.
    В мониторинге приняли участие 15 педагогических работников, из них 7 наставников и 8 наставляемых.

      Анализ данных диагностики показал, что респонденты используют все виды наставничества. Для наставников наиболее актуальны виртуальная (21,9%) и традиционная (21,9%) формы наставничества. Реже всего данная категория педагогических работников используют скоростное консультационное наставничество (2%). Для наставляемых по данным первичной диагностики предпочтительными были виртуальный (24%) и ситуационное (23,3%) виды наставничества.

      По мнению респондентов (78,6% - наставники; 72,5% - наставляемые) наиболее приемлема - комбинированная форма взаимодействия при организации наставничества, однако 12,7% наставников считают, что онлайн и офлайн формат больше отвечает современным вызовам.

    1. Наиболее эффективными мероприятиями для взаимодействия наставники считают:

    - консультации (6 педагогов),

    посещение уроков, занятий (7 педагогов); Наставляемые считают:

    - консультации (8 педагогов),

    посещение уроков, занятий (8 педагогов),

    мастер-классы (5 педагогов).

    2. Наименее эффективными мероприятиями, по мнению респондентов являются лекции (выбрали 2 педагогов-наставников) семинары и конференции (выбрали 4 наставляемых).

    Отдельный блок мониторинга посвящен диагностики профессиональных затруднений наставляемых.

    По результатам которого были выявлены профессиональные затруднения по 5 блокам: предметному, научно-теоретической, методическому, психолого- педагогическому, коммуникативному.

    Критерии:

    «Применение в образовательной деятельности современных образовательных технологий: проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения и т. д.» вызывало затруднения у 100% опрошенных;

    «Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности учащихся, ориентируясь на их личность» - у 25 %

    «Умение использовать разнообразные приемы, формы, методы и средства обучения, включая индивидуальные учебные планы» и «Умение разрабатывать рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» - у 80% респондентов.

    Наибольшие затруднения в методической области вызывали следующие показатели:

    Ориентация в учебных планах и программах преподавания учебного предмета;

    Ориентация в новых методах и приемах обучения, в новых подходах к использованию традиционных методов обучения;

    Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения учащихся учебному предмету;

    Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения учащихся учебному предмету.

    В коммуникативной области наибольшие затруднения вызывают следующие показатели:

    умение конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков; осуществлять взаимодействие с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса;

    умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;

    умение принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях (научно-практических конференциях, методических объединениях, педагогических советах), логически аргументируя свою точку зрения; создавать научные, научно-методические тексты по заданной логической структуре;

    эмоциональное истощение.

      Исходя из результатов проведенного мониторинга рекомендуется:
    Продолжить работу по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в СКОШ.

      Ежегодно проводить мониторинг по выявлению профессиональных дефицитов наставников и наставляемых в СКОШ.

      Включить в план работы «Школы молодого педагога» тренинг на развитие коммуникативных навыков учителя и профилактику профессионального выгорания в срок до 01.11. 2024 года.

     АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА  
  • Заседание рабочей группы из числа специалистов Службы ППМС сопровождения

      1 октября состоялось заседание рабочей группы из числа специалистов Службы ППМС сопровождения с целью Разработки формы диагностической анкеты для каждой сформированной группы/пары. В ходе тематической встречи специалистами был составлен мониторинг профессиональных затруднений наставляемого, анкета ожидаемой эффективности программы наставничества. Также для наставников подготовлена анкета ожидаемой эффективности программы наставничества и комфорта от совместной работы.

Дата последнего обновления страницы 17.01.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения