Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями. Основными задачами школы по оказанию логопедической помощи являются: 1) организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; 2) организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; 3) организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; 4) консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися; 5) активизация познавательной деятельности обучающихся; 6) совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами ребенка. Порядок оказания логопедической помощи 1. Логопедическая помощь оказывается образовательной организацией любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. 2. При оказании логопедической помощи в общеобразовательной организации ведется следующая документация: 1) Программы логопедической работы. 2) Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). 3) Расписание занятий учителей-логопедов. 4) Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) обучающихся, получающих логопедическую помощь. 5) Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6) Отчетная документация по результатам логопедической работы. 3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 5. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. 6. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. 4. На логопедические занятия зачисляются обучающиеся школы, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи: 1) общее недоразвитие речи (ОНР); 2) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); 3) фонематическое недоразвитие речи (ФНР); 4) фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ); 5) дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием; 6) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи. Направления деятельности учителя-логопеда 1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «Логопедия». 2. Учитель-логопед назначается и увольняется директором школы в порядке, предусмотренном законодательством. 3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям: 1) Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий. 2) Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости обучающихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска. 3) Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. 4) Организационно-методическая работа направлена на: • повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда; • обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у обучающихся; • повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности; • совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедической деятельности. Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательной деятельности (административных и педагогических работников школы, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. |