Семинар по представлению опыта работы с дефектологическим оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня в школе прошёл семинар, совместно с педагогами ДОУ 11, посвящённый представлению опыта работы с дефектологическим оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На семинаре обсуждались различные аспекты использования такого оборудования в образовательном процессе.
В ходе семинара были представлены доклады и презентации об использовании различных видов дефектологического оборудования, таких как интерактивные доски, мультимедийные проекторы, специальные компьютерные программы и другие. Участники семинара имели возможность ознакомиться с примерами успешного применения этого оборудования в практике работы с детьми с ОВЗ.
Также на семинаре были проведены практические занятия, на которых участники смогли самостоятельно попробовать использовать некоторые виды дефектологического оборудования. Это позволило им получить представление о том, как такое оборудование может быть интегрировано в образовательный процесс и какие возможности оно предоставляет для обучения и развития детей с ОВЗ.
По итогам семинара участники отметили важность проведения подобных мероприятий для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Семья особого ребенка»
12 декабря состоялась VI Всероссийская научно-практическая конференция «Семья особого ребенка». Мероприятие проведено с целью создания диалоговой площадки для выстраивания межведомственного и междисциплинарного взаимодействия специалистов по вопросам поддержки, сопровождения и оказания своевременной помощи семьям детей с ОВЗ, с инвалидностью.
К участию в Конференции были приглашены: -научные сотрудники, ведущие систематические исследования в области помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ и инвалидностью; -преподаватели высших учебных заведений; -руководители и специалисты муниципальных дошкольных образовательных организаций, образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий, служб ранней помощи, лекотек; -представители родительских общественных организаций, социально ориентированных НКО, фондов, добровольческих организаций.
Педагоги СКОШ приняли активное участие в Конференции и выражают Институту коррекционной педагогики РАО благодарность за организацию и проведение этого важного мероприятия. Мы искренне рады возможности принять участие в столь значимой конференции и поделиться своими исследованиями и опытом.
Конференция позволила нам расширить кругозор, узнать много нового о проблемах и достижениях в области поддержки и развития семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мы получили бесценные знания и практические рекомендации от ведущих специалистов в этой сфере.
Благодарим вас за создание тёплой и дружественной атмосферы, которая способствовала плодотворному обмену мнениями и опытом. Ваши усилия и старания сделали конференцию незабываемой и полезной для каждого участника.
Желаем вам дальнейших успехов в вашей деятельности, новых достижений и интересных проектов. Пусть ваша работа всегда будет востребована и оценена по достоинству!
Подробности
Семинар по профилактике буллинга среди несовершеннолетних
Семинар был организован с целью повышения осведомлённости педагогов и администрации школы о проблеме буллинга и обучения методам его профилактики. В ходе семинара обсуждались следующие вопросы:
* определение понятия буллинга и его основные виды; * причины возникновения буллинга в школьной среде; * последствия буллинга для жертв, агрессоров и свидетелей; * методы выявления и предотвращения буллинга.
На семинаре были представлены различные методики и техники работы с детьми, которые стали жертвами или агрессорами. Участники семинара также получили практические рекомендации по созданию безопасной и поддерживающей среды в школе.
По итогам семинара педагоги внесли изменения в планы воспитательной работы с классами (мероприятий по профилактике буллинга), которые будут реализованы в течение учебного года. Также была рассмотрена антибуллинговая программа школы. В соответствии с ней были внесены изменения в общешкольный план воспитательной работы.
Семинар по профилактике суицидального поведения
В школе состоялся семинар по профилактике суицидального поведения, организованный Руководителем Службы ППМС сопровождения Шульгиной Евгенией Владимировной. В мероприятии приняли участие администрация школы, учителя, психологи, тьюторы, технический персонал и родители учеников (председатели родительских комитетов).
Семинар начался с выступления заместителя директора по НМР Шульгиной Е.В., которая рассказала о причинах и признаках суицидального поведения у подростков. Затем провела тренинг и мастер-класс по развитию навыков саморегуляции, коммуникации и принятия решений. Представила Алгоритм и Модель действий всех сотрудников школы по предупреждению и мерам первичной профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
Особое внимание было уделено роли семьи в профилактике суицидального поведения. Родители получили информацию о том, как поддерживать детей в трудных ситуациях и как распознать признаки суицидальных намерений.
В ходе семинара также обсуждались вопросы межведомственного взаимодействия и сотрудничества с медицинскими и социальными службами. Были предложены конкретные меры по профилактике суицидального поведения среди подростков.
По итогам семинара участники отметили его высокую эффективность и актуальность. Они выразили благодарность организаторам за проведение мероприятия и предложили продолжить работу в данном направлении.
Стажировочное мероприятие «Селфхарм в подростковой среде"
Специалисты Службы ППМС сопровождения приняли участие в стажировочном мероприятии «Селфхарм в подростковой среде: его особенности, действия в случае обнаружения», проводимом ГУ «Центр «Семья»» в формате вебинара с использованием платформы «Сферум».
На встрече обсудили актуальность темы, понятия, механизмы развития и виды селфхарма. Подробно остановились на схеме реагирования педагогического коллектива в случае выявления обучающегося с признаками селфхарма. Дополнительно специалисты решали кейсы по теме и делились обратной связью.
Комплексное взаимодействие учителя-логопеда с учителями, в целях успешного коррекционного воздействия
В школе прошел дефектологический семинар, подготовленный учителями-логопедами Колмогоровой Н.А., Косых К.В и Барановой Ю.В. Специалисты представили модель комплексного взаимодействия специалистов вокруг ребенка с ОВЗ с целью успешного коррекционного обучения. В конце семинара логопеды провели кинезио-упражнения, лого-минутки с педагогами, которые эффктивного использовать на начало урокока и на динамических паузах. Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ в освоении программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Поэтому можно сделать вывод о большой роли учителя и учителя-логопеда в организации коррекционного процесса. Конечно, качества и профессионализм педагогов очень важны, но ещё важнее качество их взаимодействия между собой. То есть то, насколько эффективно они сотрудничают друг с другом. Любая организация, в том числе и образовательная — это система сотрудничества, в которой люди достигают её целей только на основе сотрудничества и благодаря ему. Сотрудничество — это самый распространенный из всех видов взаимодействия и наиболее плодотворный, поскольку подавляющее большинство личных целей не достигается людьми в одиночку. Сотрудничество — это процесс, разворачивающийся во времени. Он представляет собой, с одной стороны, решение некоторой задачи при совместной работе людей по достижению общей цели (цели сотрудничества). С другой стороны, это коммуникация участников сотрудничества во время совместной работы. На наш взгляд, взаимодействие учителя и логопеда может быть представлено в виде модели «Ромба сотрудничества». Он объединяет в себе цель, координацию, взаимопонимание и доверие Важное качество ромба – равенство всех его сторон.
Условия эффективного сотрудничества:
Результатом совместных действий является достижение цели. В связи с этим, выделим следующие этапы взаимодействия учителя и логопеда:
I. Диагностический этап Задачи — определение структуры и степени речевых нарушений у детей и планирование соответствующей коррекционной работы. II. Коррекционный этап Задача учителя-логопеда устранение речевых нарушений, развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, формирование и совершенствование устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе, а также формирование базовых предпосылок письма и чтения. III. Оценочный Задачи — подведение итогов совместной деятельности логопеда и учителя начальных классов, проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы и определение перспективы дальнейшей деятельности.
Традиционными формами взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов являются консультации, беседы, выступления на методических объединениях, на которых четко разграничиваются для учителя начальных классов специфические и орфографические ошибки, а также со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом. Но в то же время эти формы взаимодействия недостаточно разнообразны и поэтому необходим поиск новых форм взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов. Мы предлагаем реализовывать следующие формы сотрудничества учителя и логопеда: - Консультации с учителем, которые посвящаются анализу учебных проблем, разработке программ и выбору средств реализации программ комплексного индивидуального сопровождения каждого ученика, имеющего речевые нарушения. - Проведение уроков учителем, с включением заданий, упражнений, предложенных логопедом – для повышения эффективности логопедической работы, с целью закрепления формируемых навыков, логопед предлагает учителю упражнения, которые подбираются в соответствии с изучаемой темой. - Проведение уроков, объединенных одной целью и темой, но с реализацией в процессе обучения разных задач - коррекционно-речевая работа осуществляется учителем в зависимости от задач, поставленных логопедом. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную основу для формирования речевых умения. В других случаях учитель сосредотачивает свое внимание на закреплении достигнутых на логопедических занятиях результатах. -Совместное создание единой базы материалов, используемых как на уроках, так и на логопедических занятиях – дает возможность многократно предъявить материал для лучшего его усвоения детьми, а также облегчить подготовку к урокам учителю и логопеду. -Индивидуальные беседы и тематические консультации, проводимые в рабочем порядке. - Круглые столы и семинары для педагогов для обмена опытом. - Взаимное посещение занятий и уроков.
Взаимодействие учителя и логопеда продолжается весь период обучения ребенка с ОВЗ в школе. В 1 классе основными задачами являются усвоение звуков и букв; образование и чтение обратного и прямого открытого и закрытого слогов. Логопед продолжает работу по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, дифференциации звуков, сходных артикуляторно и аккустически, совершенствованию речевого развития ребенка. Логопед проводит работу по запоминанию образа буквы с помощью специальных дидактических игр. В дальнейшем проводится работа по устранению специфических ошибок на письме, закрепление материала, пройденного на уроках Со 2 класса в работе школьного логопеда важное место занимает коррекция речи детей на фонетическом уровне, профилактика и коррекция смешанной дисграфии и дизорфографии. С детьми проводится работа над фонематическим анализом, они учатся фонематическому восприятию, различению по звучанию и артикуляции сходных фонем. С 3го-4-го класса коррекционная работа ведётся на более высоком уровне языкового анализа и синтеза путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, активизации умения пользоваться различными способами словообразования и словоизменения, уточнения значения используемых синтаксических конструкций. Обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомство учителя с его результатами. Планирование коррекционной работы с учётом программных требований по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательности и времени изучения тех или иных тем. Знакомство логопеда с учебной программой и стандартом начального образования, сообщение о применяемых методах, приёмах и технологиях обучения. Коррекционный этап взаимодействия учителя и логопеда включает: Информирование учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия. Показ учителю логопедических приёмов, которые отрабатываются на занятиях. Анализ письменных работ детей и обращение внимания учителя на ошибки, Индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Открытые занятия учителя-логопеда, на которых учащиеся приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса.
Педагоги-психологи Чибикова И.Г. и Колобова Д.А. теоретической части семинара представили педагогам алгоритмы работы с деструктивными проявлениями обучающихся: агрессией, буллингом, суицидальными попытками. Напомнили педагогам основные маркеры, на которые следует обращать внимание, способы педагогического реагирования, методы работы. Представили теорию с помощью наглядной презентации и провели небольшой тест-опросник по знанию Алгоритма. Во второй части семинара психологи провели тренинговые упражнения по укреплению психофизического здоровья педагогов и позитивного настроя на новый учебный год! Здоровье человека тесно связано с его психическим состоянием. В древние времена говорили, что гнев ранит печень; печаль, уныние и тоска ускоряют старение; необходимость постоянно сдерживать эмоции разрушает сердце. Таким образом, длительные нервные нагрузки могут разрушить самый крепкий организм, если не «сбрасывать» напряжение, не снимать внутренние «зажимы», не расслабляться. Всё это в полной мере относится к педагогам. Психологические перегрузки - неотъемлемая часть педагогической профессии. Поэтому важно, чтобы педагоги умели полноценно восстанавливаться, защищать себя от последствий психических и физических нагрузок. Как это сделать, учитывая занятость и динамический ритм современной жизни? Одно из решений – проводить для педагогов регулярные психологические гостиные. Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Коммуникативные перегрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, необходимость постоянно повышать профессиональную компетентность, неадекватная социальная оценка труда – всё это требует наличия психических и физических резервов, самообладания и саморегуляции. Сегодняшняя программа семинара в форме педагогической гостиной поможет в работе педагогам для укрепления психофизического самочувствия.
Районный практико-ориентированный семинар «Организация сетевого взаимодействия по реализации адаптированных программ дополнительного образования с детьми с ОВЗ».
На базе МКОУ СКОШ № 10 состоялся районный практико-ориентированный семинар «Организация сетевого взаимодействия по реализации адаптированных программ дополнительного образования с детьми с ОВЗ». На семинаре присутствовали 21 слушатель из школ города и района. На начало мероприятия была организована выставка работ обучающихся с ОВЗ, которые дети выполнили на занятиях в кружках с педагогами дополнительного образования. Программа мероприятий состояла из теоретического материала и практических занятий. На теоретической части семинара слушателям был представлен опыт работы СКОШ № 10 по сетевому взаимодействию с ОО города по дополнительному образованию и организации внеурочной деятельности. Также были представлены кружки «Юный инспектор движения» (ЮИД) Руководитель — педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ» Чагина А.П., Кружок «Спортивные игры» Руководитель — совместитель МБУДО «ДЮЦ», учитель физкультуры МКОУ «СКОШ №10» Мельникова О.А., Кружок «Юный художник» Руководитель — педагог дополнительного образования МБУДО «ДЮЦ» Агеев Д.А. После теоретической части семинара слушатели разделились на три группы и посетили открытые занятия кружков дополнительного образования: «Подвижные игры» руководителя Ивановой М.А., где ребята занимались спортивными подвижными играми и отрабатывали навыки общей координации, развитие общей моторики, коллективной игры по инструкции. На кружке «Мастерицы» руководителя Чанонси М.Л. девочки занимались изготовлением прихваток для мам ко Дню матери с нанесением аппликаций и узоров с помощью современных швейных машин. На кружке «Очумелые ручки», руководитель Шестакова Е.А., ребята 4 класса изготовили кулоны и браслеты из глины с использованием природных материалов. Также слушателям был представлен видеофрагмент кружка «Друг мой лобзик» руководителя Абрамова Н.В., где ребята уже умело выпиливали и изготавливали интересные фигуры своими руками и использованием профессионального электрического лобзика для пиления, шлифовальной машинки и долбежно-сверлильного станка. Своим опытом работы в рамках реализации адаптированных программ дополнительного образования поделились педагоги ДЮЦ: Вяткина Е.В. кружок «Профориентация — путь к успеху», Султан К.П. кружок «Арт-мастер», Баранова Ю.В. кружок театральной студии «Шкодники». Очень интересным и познавательным опытом работы поделилась Чепуренко С.А., председатель местного отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов. Светлана Александровна рассказала об организации внеурочной дневной занятости детей с ОВЗ в рамках «Лилового дома», представила опыт работы в кулинарной школе «Лилового дома». Ребята-театралы показали слушателям юмористическую зарисовку по мотивам сказки «Репка». Закончился семинар мастер-классом Мельниковой О.А. по гимнастике «Цигун». Анализируя анкеты обратной связи, можно сделать вывод об успешно проведенном семинаре, слушатели высказали слова благодарности и пожеланий совместного взаимодействия при обучении детей с ОВЗ. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии идет не только процесс диалога между образовательными организациями, но и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех. процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.
Семинар - практикум "Эффективные средства повышения учебной мотивации участников образовательного процесса с использованием нейропсихологического подхода в практике логопеда и психолога"
Цель: Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности. Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников с использованием нейропсихологического подхода. Формы работы: информационное сообщение, публичное выступление с презентацией, групповые упражнения.
Материалы и оборудование: видеоролик "Школьная мотивация", презентация «Эффективные средства повышения учебной мотивации участников образовательного процесса с использованием нейропсихологического подхода в практике логопеда и психолога», маркеры, листочки для выполнения заданий, мультимедийный проектор.
Всероссийская онлайн-конференция с международным участием «Организация системы непрерывного сопровождения детей с ТМНР, в том числе с одновременными нарушениями слуха и зрения»
Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» совместно с ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна» провели Всероссийскую конференцию с международным участием «Организация системы непрерывного сопровождения детей с ТМНР, в том числе с одновременными нарушениями слуха и зрения». В конференции приняла участие слушатель Фонда и заместитель директора по научно-методической работе СКОШ № 10 Шульгина Евгения Владимировна.
Цель проведения Конференции – выявление и обсуждение педагогического опыта организации обучения детей с ТМНР, в том числе со слепоглухотой, основанного на научном анализе новейших достижений педагогической теории и практики, осмысление новых подходов к социализации детей с бисенсорными нарушениями.
В программе Конференции: раннее комплексное сопровождение детей с ТМНР и слепоглухотой и их родителей в современном межведомственном пространстве, психолого-медико-социальное сопровождение детей раннего, дошкольного и школьного возраста, направления социализации детей в дошкольном, школьном возрасте, психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с с ТМНР и слепоглухотой, социокультурная реабилитация детей с ТМНР.
Евгения Владимировна представила опыт работы специалистов СКОШ № 10 по методу А. Фрёлиха базальной стимуляции и методу альтернативной (дополнительной) коммуникации, реализуемому в рамках специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Данные методы Евгения Владимировна использует в работе более 7 лет, адаптировала и апробировала в практике работы. Следует отметить, что получила знания о о подобных практиках Евгения Владимировна в рамках обучения по программе Зимней школы в г. Москве, организованной Фондом «Со-единение». На сегодняшний день Евгения Владимировна является спикером Клуба практиков Фонда.
Организаторы конференции: Благотворительный фонд «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат имени С.А. Мартиросяна" Партнеры: АНО ДПО Институт абилитации