Стажировочная площадка

 

 

 

 

 

Стажировочная площадка

 

  • Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 20 октября 2015 года.
     

     20 октября 2015 года  в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 года «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на  ФГОС  для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья» в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10» прошла стажировка по теме: «Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой ,умеренной и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС» . В стажировочных мероприятиях приняло 29  педагогов из общеобразовательных школ города и района, так же представители Забайкальской Приаргунской, Билитуйской, Даурской  СОШ. Основной целью стажировки стало представление и систематизация опыта работы школы по проектированию Специальной индивидуальной программы развития умственно отсталого школьника, а также индивидуального учебного плана. В ходе практических занятий стажерам удалось создать собственный проект СИПР. Осмыслить основные структурные элементы индивидуального учебного плана, познакомиться с нормативно-правовой базой при разработке ИУП,  а также наглядно увидеть организацию образовательного процесса в условиях  апробации ФГОС для умственно отсталых обучающихся   по четко спланированной программе наблюдения. Познакомиться со способами составления нелинейного учебного расписания и роли тьютора в реализации ИУП. Стажеры отмечают возможность переноса полученных знаний  и умений в практику инклюзивного образования детей с ОВЗ. В рамках программы стажировки участникам была предложена видеопрезентация реализации специальной индивидуальной программы развития через следующие формы: урок, внеурочное занятие (адаптивная физическая культура, работа в малых группах), самостоятельная работа с родителями, коррекционное занятие с психологом.  По мнению, стажеров особенно ценным является то, что школа продемонстрировала начало обучения детей со сложным дефектом в развитии на этапе адаптации детей в школе. (видеоматериал учебных занятий в 1 классе). Так же стажеры отмечают и актуальность выбранной формы: видеопрезентация, что позволяет тиражировать данный опыт на местах  в своих образовательных учреждениях.  

       Материалы для  участников стажировки.
     Презентация: Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Просмотр
     Презентация: Индивидуальный учебный план.  Просмотр
     Аналитический отчет по результатам проведения стажировочных мероприятий в г. Краснокаменске Забайкальского края в МКОУ «СКОШ №10» .  Просмотр
     Проектирование индивидуального учебного плана в условиях реализации ФГОС для обучающихся  с умственной отсталостью (вариант 2.2.).  Просмотр
     Индивидуальный  Учебный план.  Просмотр
     Положение о специальной индивидуальной программе развития.  Просмотр
  • Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 9-10 ноября 2015 года.

      Стажировка проводилась в рамках курсов повышения квалификации для руководящих работников образовательных учреждений по Реализации ФГОС ОВЗ .

      Тема: Организация образовательной деятельности для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС.

      Цель стажировочных мероприятий: раскрыть систему работы организации по проектированию и реализации АООП (адаптированной основной общеобразовательной программы) для умственно отсталых обучающихся и СИПР (специальной индивидуальной программы развития).
    Программа стажировки реализовывалась в течении двух дней и была рассчитана на 16 часов.
    В целом, программа стажировки включала:
    1. Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях экспериментальной апробации ФГОС (опыт апробации ФГОС ОВЗ в СКОШ №10 – итоги первого года )
    2. Проектирование АООП для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС – презентация опыта СКОШ №10.
    3. Анализ АООП для обучающихся с умственной отсталостью: работа с нормативно-правовой документацией СКОШ №10.
    4. Самостоятельная работа стажеров: макет локального акта школы, поддерживающей инклюзивного образования.
    5. Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся по
    второму варианту АООП для умственно отсталых (вариант 2.2).
    6. Программа коррекционной работы –основа обучения детей с ОВЗ. Опыт СКОШ №10
    7. Анализ Программы коррекционной работы для обучающихся с умственной отсталостью: работа с нормативно-правовой документацией СКОШ №10.
    8. Самостоятельная работа стажеров : разработка макета программы коррекционного курса для обучающихся с ОВЗ.
    9. Проектирование СИПР для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС – презентация опыта.
    10. Система оценки предметных и личностных результатов обучающихся с ТМНР.
    11. Технологии разработки индивидуального учебного плана
    12. Взаимодействие семьи и школы - основа ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. (презентация опыта школы по проектированию программы сотрудничества с родителями)
    13. Практическое занятие «Способы конструктивного взаимодействия с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ »
    14. Рабочая программа в условиях введения ФГОС. Особенности разработки программы. (Опыт работы СКОШ №10)
    15. Работа с документацией СКОШ №10: Анализ рабочих программ педагогов СКОШ №10.
    В рамках программы стажировки участвовали 46 стажеров городских и районных школ Краснокаменского района (Целининская СОШ, Маргуцекская СОШ, Ковылининская СОШ, Средне-аргунская ООШ, Кайлайстуйская ООШ, Капцегайтуйская ООШ.
    Категория стажеров: директора школы, заместители директора по учебно-воспитательной работы, специалисты Комитета по управлению образованием, учителя начальных классов
    В ходе мероприятия стажеры познакомились с опытом работы учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы сопровождения и администрации школы по реализации Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталости: вариант2.1. и вариант 2.2. Руководители школ анализировали и изучали нормативно-правовую базу в условиях реализации ФГОС, познакомились с системой условий для реализации стандарта для обучающихся с умственной отсталостью, подробно изучили психолого-педагогическую характеристику умственно отсталого школьника дифференцировано от выбора варианта стандарта. Подробно ознакомились с рабочими программами учителей в условиях реализации ФГОС для у\о. Психологи школы раскрыли особенности реализации программы коррекционной работы и программу взаимодействия семьи и школы. Практическое занятие психолога получило положительный отклик аудитории.
    Результатом работы презентаций и практических занятий были выполнены следующие стажировочные заданий:
    1. Макет локального акта школы, поддерживающей инклюзивного образования
    2. Модель организации коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ.
    3. Экспертиза рабочей программы.
    Большинство стажеров оценили качество проведенной стажировки в 5 баллов, указав на возможность использования данного опыта при условии дополнительной профессиональной подготовки. (100% участников стажировочных мероприятий).
    Анализ анкетирования стажеров показал, что слушатели получили знания и умения:
    - основные понятия и специальную терминологию в аспекте реализации ФГОС для у\о -78% стажеров.
    - технологии реализации индивидуального учебного плана -100%.
    - психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого обучающегося и особые образовательные потребности – 69%.
    - умение составлять специальные индивидуальные программы развития – 82%.

    Девяткина Оксана Викторовна
    Директор МКОУ "СКОШ № 10"

  • Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 22 декабря 2015 года.

     
        Аналитический отчет

    по результатам проведения стажировочных мероприятий в г. Краснокаменске Забайкальского края в МКОУ СКОШ №10 по теме «Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Технологии педагогической работы с родителями» - 16 часов.


    22 декабря 2015 в МКОУ СКОШ №10г. Краснокаменска Забайкальского края  проведено   стажировочное мероприятие в рамках экспериментальной апробации  Федерального государственного образовательного стандарта   общего образования для обучающихся с умственной отсталостью. 
    Модуль  «Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой  умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС ОВЗ»  который рассчитан на  48 часов.
    В рамках данного образовательного модуля была представлена первостепенная задача для администрации и педагогических коллективов в ведении ФГОС для детей с ОВЗ – работа с родителями.  От того насколько эффективна будет организована данная работа зависит качество введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ и выбор того или иного варианта обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.    
    Стажировочное   мероприятии (приказ по организации  № 149 от 15 декабря 2015года) подготовила администрация ОО: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В. ,   ЗДУВР Киселева С.А., ЗДУВР Аргунова И.А. , ЗДВР Беляева Т.Ю.,  учитель начальных  Былкова В.И.   тьютор Авезова А.А., учителя предметники:   Скубакова С.Г, Мельникова С.Г.,  Кургузова Л.В. Володин С.П., психологи школы: Шульгина Е.В., Хлопцева Н.А.,  логопед школы: Косых К.В. и родители СКОШ №10.
    Куратором стажировочной площадки СКОШ №10 является Куприянова О.П. - старший преподаватель  кафедры специального образования и здоровьесбержения ЗАБИРО. Ею были даны целевые установки в проведении данных стажировочных мероприятий, осуществлена информационно-методическая поддержка.  
    В рамках программы стажировки  участвовали  31 стажер городских и районных школ Краснокаменского района (Целининская СОШ, Маргуцекская СОШ, Ковылининская СОШ, Средне-аргунская ООШ, Кайлайстуйская ООШ, Капцегайтуйская ООШ).
     Категория стажеров: директора школы, заместители директора по учебно-воспитательной работы, специалисты Комитета по управлению образованием, учителя начальных классов.


    Особо ценным,  по-мнению большинства стажеров,  следует отметить тот факт, что стажировочное мероприятие было организовано усилиями,  как педагогов, так и родителей СКОШ №10. Родители в ходе стажировочного мероприятия делились опытом в воспитании ребенка с ОВЗ, рассказывали о взаимодействии с педагогами школы, озвучивали проблемы в организации образования детей с ОВЗ. 
      Слушателям был представлен опыт в реализации программы сотрудничества семьи и школы, как части адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.
    В целом, программа стажировки включала:
    1. Практико-ориентированный семинар :
    1.1. Особенности работы с родителями в условиях СКОШ №10
    1.2. Система работы тьютора. Работа родительского клуба «Быть вместе, а не рядом!» 
    В ходе данного мероприятия стажеры  ответили на главный вопрос: Как повысить эффективность взаимодействия педагогов с родителями в инклюзивной школе? Познакомились с методами конструктивного взаимодействия при выстраивании беседы с родителями по вопросам смены образовательного маршрута, познакомились с особенностями организации работы тьютора и разнообразными формами реализации программы «Сотрудничества семьи и школы» , где основной формой является работа родительского клуба «Быть вместе , а не рядом».
    2. практическая демонстрация опыта МКОУ СКОШ №10 по  реализации программы сотрудничества семьи и школы. В ходе практических занятий стажеры познакомились с основными программными элементами «Родительского клуба»:
    - спортивно-оздоровительное направление в работе с родителями «Игра - это серьезно»;
    - коррекционно-развивающее направление: Родительский университет, «Научите говорить меня правильно»;
    -  трудовое направление: «Кулинарный поединок»;
               - театральная детско-родительская студия.

    В ходе данных мероприятий участники выявили особенности  работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ,  детально проработали  требования к  организации работы с родителями, провели дифференциальную диагностику разных групп родителей, спланировав с учетом этого  индивидуальную работу с каждой группой родителей.
      В ходе анализа практического опыта по использованию  педагогических приемов работы с родителями   стажеры смогли отработать навыки по использованию  конструктивных психолого-педагогических техник в организации работы с семьей.  
    В ходе обсуждения структуры  программы сотрудничества семьи и школы  и требований к  результату реализации данной программы в условиях реализации ФГОС ОВЗ   ЗДВР  СКОШ №10 Беляева Т.Ю.  провела системный анализ структуры программы с учетом требований стандарта, выделив  функции, особенности и структурные компоненты программы, раскрыла основные направления в работе с родителями, представила результаты.   Тьютор школы Авезова А.А. раскрыла особенности тьюторского сопровождения семей, воспитывающих ребенка с тяжелыми множественными нарушениями в развитии и с глубокой степенью умственной отсталости, наглядно продемонстрировала совместные занятия родителя и тьютора по развитию графомоторных и пространственных функций у ребенка с глубокой степенью умственной отсталости. 
      Свой опыт работы по использованию  педагогических технологий   в работе с родителями  представили на своих занятиях следующие педагоги:
    1.  Родительское собрание в 3 классе по теме «Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться» - учитель нач. кл. Былкова В.И.   В ходе данного родительского собрания педагог совместно с родителями в форме деловой игры искал причины неудач ребенка в обучении, а также сильные стороны в учебной деятельности на которые можно опереться в повседневном общении с ребенком.  Итогом совместной работы педагога с родителями стало решение об индивидуальной помощи каждому ребенку класса и особенности организации самостоятельной работы с ним дома. Родители были не совсем активны, так как сказалось присутствие стажеров на мероприятии.
    2. Классный час в 7 классе «Кто я? Какие мы?» - учитель Аргунова И.А. Новизна и практическая значимость данного занятия заключалась в использовании сказкотерапии в  коррекции детско-родительских отношений.  Родителям и детям было предложено проанализировать мультфильм «Гадкий утенок», найти совместное решение проблемы взаимоотношений разных по характеру людей, ответить на вопрос как могут родители помочь ребенку в повседневной школьной жизни в части нормализации коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.   
    3.  «Родительский университет»  Шульгина Е.В. - педагог – психолог.  В ходе данного занятия стажеры сами выступали в роли родителей.  в ходе психологического тренинга психолог раскрыла особенности агрессивного поведения взрослых по отношению к детям. Стажеры смогли на себе испытать авторитарный стиль общения с ребенком и пришли к выводу о том, что данный стиль общения не приводит к конструктивным  взаимоотношениям внутри семьи, нарушая доверительное общения.  Стажерам удалось познакомиться с альтернативными методами взаимодействия с родителями   ребенка с ОВЗ -  «снятие психологического напряжения во   время общения по средствам рефлексии и релаксации», психологу,  сыграв на материнском чувстве каждого присутствующего,     удалось наглядно показать как  легко можно установить контакт с родителями и самостоятельно обозначить индивидуальные методы воспитания в семье. 
    4. Научите меня говорить правильно. Косых К.В. - логопед. Участники стажировки познакомились с особенностями организации артикуляционной гимнастики в домашних условиях.   Так был продемонстрирован принцип обучения  правильному звукопроизношению посредствам выполнения артикуляционных упражнений. Логопед показала значение родителей в повседневной организации логопедической гимнастики дома.  
    5. Игра -это серьезно. Мельникова О.А. - учитель физической культура. Стажером был продемонстрирован опыт организации спортивно-оздоровительной работы совместно с родителями детей – инвалидов. Учитель показала использование сенсорного оборудования в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий. Праздник прошел красочно с присутствием большого  количества родителей (15 человек).  
    6. Мастерская добрых дел.«Кулинарный поединок»  Кургузова Л.В - учитель СБО В ходе данного  мероприятия слушатели получили возможность увидеть совместную работу родителей и педагогов в развитии жизненных компетенций учащихся с ОВЗ.
    7. Итогом стажировочных мероприятий стало представление опыта театральной студии родителей,  педагогов и обучающихся школы . На суд стажеров был представлен творческий проект  инсценировки известной сказки «Золушка». По-мнению всех присутствующих именно это мероприятие показало значимость участие родителе в жизни школы, стажеры увидели совместную работу всех участников образовательной деятельности школы в развитии творческих и социально-значимых компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Яркие театральные образы, костюмы, спецэффекты,  подготовленные родителями и педагогами МКОУ СКОШ №10 никого не оставили равнодушным.
     
    Стажеры отметили атмосферу взаимопонимания и сотрудничества семьи и школы.
    По – результатам анкетирования самыми удачными, интересными и специфическими стали мероприятия: 
     1. Театральная студия родительского клуба.
     2.  родительский университет
    3. представление опыта   по тьюторскому сопровождению семьи.
    4. Научите меня говорить правильно.

    Результатом самостоятельной  работы  слушателей     было выполнение следующих стажировочных    заданий:
     1. проектирование  программы сотрудничества семьи и школы как части Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.
    2.  Разработки одного из направлений работы с родителями в условиях введения ФГОС ОВЗ.
     
    Результаты:
    46  участников стажировки (100% ) оценили стажировочное мероприятие по 10-ти бальной шкале в 10 балов.
     Данная оценка мероприятия позволяет сделать вывод о  том, что  рассмотренные вопросы имеют высокую степень новизны и практической значимости.  Практическую значимость в работе своего учреждения стажеры так же оценили в 10 баллов, так как предложенные методы можно использовать в повседневной образовательной практике  с родителями.  Особо присутствующие отметили высокий творческий потенциал педагогического коллектива, атмосферу доброжелательности и  высокого профессионализма в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Участники стажировки отметили, что все мероприятия в рамках стажировочного мероприятия методически подготовлены, что позволило стажерам взять необходимые  раздаточные материалы :  буклеты по организации тьюторского сопровождения семьи в школе, памятки по конструктивному взаимодействию с родителями, структуру программы взаимодействия семьи и школы.      

    Девяткина Оксана Викторовна
    Директор МКОУ "СКОШ № 10"

    Материалы для участников стажировки - Просмотр

  • Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 5 апреля 2016 года.

     
    Аналитический отчет

    по результатам проведения стажировочных мероприятий в г. Краснокаменске Забайкальского края в МКОУ СКОШ №10 по теме «Развитие жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ. Практикоориентированные технологии».

      5 апреля 2016 в МКОУ СКОШ №10г. Краснокаменска Забайкальского края проведено стажировочное мероприятие в рамках работы Регионального ресурсного центра по экспериментальной апробации ФГОС ОВЗ.
    Модуль «Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС ОВЗ». который рассчитан на 16 часов.
      В рамках данного образовательного модуля была представлена работа педагогического коллектива в вопросах формирования жизненных компетенций учащихся с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития, как одной из основополагающей составляющей стандарта для обучающихся с ОВЗ.
    Стажировочное мероприятии (приказ по организации № 218 от 24 марта 2016года) подготовила администрация ОО: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В. , ЗДУВР Киселева С.А., тьютор Авезова А.А., учителя предметники: Володин С.П., Кургузова Л.В. психологи школы: Шульгина Е.В.,., логопед школы: Косых К.В.
    Куратором стажировочной площадки СКОШ №10 является Куприянова О.П. старший преподаватель кафедры специального образования и здоровьесбержения ЗАБИРО.
    В работа стажировочной площадки была направлена на методическое сопровождение резельентных школ: на стажировке присутствовало 13 педагогов из Алек-заводского района, во главе с директором школы и Зав.РМК.
    В рамках программы стажировки участвовали 43 стажеров городских и районных школ Краснокаменского района (Целининская СОШ, Маргуцекская СОШ, Ковылининская СОШ, Средне-аргунская ООШ, Кайлайстуйская ООШ, Капцегайтуйская ООШ.

      Категория стажеров: директора школы, заместители директора по учебно-воспитательной работы, специалисты Комитета по управлению образованием, учителя начальных классов.
    Главной целью стажировочной площадки было показать общие подходы к формированию жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
    Слушателям был представлен опыт в реализации программы базовых учебных действий , как части адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. ЗДУВР Киселева С.А. показала взаимосвязь формирования базовых учебных действий с предметами учебного плана для обучающихся с умственной отсталости. Познакомила с системой оценки личностных достижений, разработанную консилиумом специалистов МКОУ СКОШ №10. Данный материал был представлен наглядно, то есть стажеры могли получить методический продукт школы и применить в дальнейшем в свей практике.

    В целом, программа стажировки включала:
    1. Практико-ориентированный семинар :
    1.1. Программа планирования базовых учебных действий.
    1.2. Роль сенсорной комнаты в развитии жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ.
    1.3. Практикоориентированные технологии в обучении и воспитании умственно отсталых школьников.
    В ходе данного мероприятия стажеры осмыслили необходимость формирования базовых учебных действий у умственно отсталых школьников, учились находить отличия между универсальными учебными действиями и базовыми, искали взаимосвязь формирования базовых учебных действий с формированием жизненных компетенций учащихся с ОВЗ.? Познакомились с методами коррекционно - развивающего обучения, в частности роли сенсорного развития в коррекции нарушений, а так же значении практикоориентированных технологий. Так психолог школы познакомила с основными функциональными зонами сенсорной комнаты и влиянии их на развитие жизненных компетенций учащихся. Стажеры получили практическую возможность познакомится с основными зонами сенсорной комнаты и спроектировать базовые учебные действия, которые можно сформировать посредством интерактивного оборудования. Директор школы О.В Девяткина представила принципы применения практикоориентированных технологий в образовательной деятельности школы. Раскрыла суть коррекционно-развивающего обучения, показав технологию работы с детьми с ОВЗ. Познакомила с методами индивидуальной и групповой работы, стажеры поучаствовали в групповом занятии, где смогли в практической деятельности увидеть особенности применения метода групповой работы в инклюзивном классе. Брали на себя роль слепого ребенка, с ДЦП и умственно отсталого, моделировали поведение обучающихся и педагога. Так же слушателям был предложен метод совместно-разделительной деятельности Г.И. Сколянского.
    2. Практическая демонстрация опыта МКОУ СКОШ №10 по реализации программы формирования базовых учебных действий. В ходе практических занятий стажеры познакомились с основными формами и методами формирования жизненных компетенций учащихся, таких как психологические и логопедические занятия, урок социально—бытового ориентирования. Были представлены такие методы работы с детьми с ОВЗ, как индивидуальная работа, экскурсия, технологии работы над созданием авторской книги.
    В ходе данных мероприятий участники выявили особенности работы с обучающимися ОВЗ, детально проработали требования к организации индивидуальной и групповой работы.
    В ходе анализа практического опыта по использованию педагогических приемов работы по формированию жизненных компетенций стажеры смогли отработать навыки по использованию сенсорного оборудования. Тьютор Авезова А.А. показала взаимосвязь урока СБО, экскурсии в почтовое отделение и жизнью учащихся через метод работы по авторской книге.

      Свой опыт работы по использованию педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ по развитию жизненных компетенций на своих занятиях следующие педагоги:
    1. Индивидуальное логопедическое занятие с использованием интерактивного оборудования (логотренажер Дельфа — 142.1 ) тема «Домашние животные» - логопед Косых К.В. На данном занятии логопед продемонстрировала опыт работы с обучающейся со сложной структурой дефекта: задержка психического развития и сенсоневральная тугоухость 4 степени. В ходе данного занятия логопед показала приемы работы по формированию базовых учебных действий таких как: воспринимать цель речевого высказывания и пользоваться ей в повседневной жизни, закрепили навыки произношения губных звуков и способы их дифференциации . Слушатели увидели особенности применения логотренажера по выработке правильного речевого дыхания, а также способности контролировать собственного устного высказывания.
    2. Психологическое занятие в сенсорной комнате - педагог психолог Шульгина Е.В. Новизна и практическая значимость данного занятия заключалась в использовании сенсорного оборудования в коррекции зрительного восприятия у детей синдромом Дауна. С помощью арттерапевтических технологий психолог показала стажерам возможность коррекции произвольного внимания обучающихся. Стажеры увидели возможность переноса полученных знаний на занятиях по окружающему миру и математике в индивидуальную коррекционную работу с психологом в сенсорной комнате. Так психолог показала ,как можно, используя сенсорное оборудование, в частности тактильные ячейки, переносной светящийся модуль в коррекции цветоощущения у детей с сложной структурой дефекта.

      По – результатам анкетирования самыми удачными, интересными и специфическими стали мероприятия:
    1. Способы применения совместно-разделительного метода обучения и групповой работы с детьми на уроке. -
    2. технологии работы с авторской книгой
    Результатом самостоятельной работы слушателей было выполнение следующих стажировочных заданий:
    1. Разработка требований к оценке базовых учебных действий
    2.Анализ учебных занятий с точки зрения формирования жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ.
    Итогом работы стажировочной площадки стало интерактивное консультирование представителей Алек-заводского района. В ходе консультации администрация школы и педагоги провели экскурсию по школе, познакомили с особенностями организации образовательного процесса. Директор школы провела подробную консультацию по нормативно-правовой базе учреждения в условиях перехода на ФГОС ОВЗ. ЗДУВР представила рабочие программы по предметам, а также специальные индивидуальные программы развития.



    Результаты
     

       46 участников стажировки (100% ) оценили стажировочное мероприятие по 10-ти бальной шкале в 10 балов.
    Данная оценка мероприятия позволяет сделать вывод о том, что рассмотренные вопросы имеют высокую степень новизны и практической значимости. Практическую значимость в работе своего учреждения стажеры так же оценили в 10 баллов, так как предложенные методы можно использовать в повседневной образовательной практике с детьми с ОВЗ. Однако стажеры отмечают нехватку специалистов узкого профиля в своих учреждениях: логопедов, дефектологов. В связи с этим большие затруднения при переносе предложенных коррекционных технологий в свою педагогическую практику.

      Особо присутствующие отметили высокий творческий потенциал педагогического коллектива, атмосферу доброжелательности и высокого профессионализма в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Девяткина Оксана Викторовна
    Директор МКОУ "СКОШ № 10"

     Материалы для участников стажировки - Просмотр
  • Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 30 апреля 2016 года.

     В муниципальном казенном общеобразовательном учреждении СКОШ №10 г.Краснокаменска 30.04.2016 прошли стажировочные мероприятия по теме «Некоторые аспекты семейного воспитания детей с ЗПР и умственной отсталостью и перспективы их обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ » В условиях введения ФГОС ОВЗ особая роль отводится работе с родителями и организацией семейного воспитания в школе. Программа стажировочных мероприятий была направлена на представление опыта работы школы по реализации программы взаимодействия с родителями. В стажировке приняли участие 31 педагог из образовательных организаций города и района, а так же родители , воспитывающие детей с ограниченными и возможностями здоровья. (61человек) СКОШ№10, во главе с председателем Управляющего Совета школы Дмитриевой И.В. Стажировочное мероприятии подготовила администрация ОО: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В. , ЗДУВР Киселева С.А., ЗДВР Беляева Т.Ю., учителя музыки Скубаковой С.Г., тьюторм Авезовой А.А., Барановой В.М. психологом школы Шульгиной Е.В., учитем начальной школы Черепахиной В.А.
    В ходе мероприятия стажеры познакомились с опытом работы учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы сопровождения и администрации школы по организации работы с семьей. В ходе представленных мероприятий участники выявили особенности семейного воспитания в части организации досуговой деятельности, детально проработав требования к реализации программы по взаимодействию с родителями, выделив психолого-педагогические особенности обучающихся. Стажерами были изучены р\д нормативно- правовых актов в части организации работы с родителями: Договор об получении образовании, Положение о организации получения образования в семейной форме, Положение по обучению по индивидуальному учебному плану, Положение о тьюторском сопровождении семейного воспитания. В ходе анализа практического опыта по работе с родителями стажеры смогли отработать навыки по использованию педагогических технологий в организации совместной досуговой деятельности. Так руководитель вокальной студии продемонстрировала совместную работу с семьей в развитии вокальных данный у обучающихся с ОВЗ. Тьютор Баранова В.М. поделилась опыт в развитии творческих способностей учащихся с ОВЗ по -средствам практикоориентированных технологий. Учитель начальных классов раскрыла роль коррекционно-развивающихих занятий в организации внеурочной деятельности. Стажировочное мероприятие прошло на высоком уровне, участники отмечают актуальность программы стажировки, в частности: структура и содержание программы Взаимодействия семьи и школы имеют высокую степень новизны и практической значимости. Отдельно следует подчеркнуть участие родительской общественности в обсуждении структуры программы взаимодействия семьи и школы. В ходе стажировки была организована интерактивная родительская конференция. В рамках данного мероприятия от родителей было задано 13 вопросов, в основном, родительскую общественность интересовали условия получения образования детей с ОВЗ в рамках введения ФГОС ОВЗ, вопросы внеурочной занятости учащихся с ОВЗ и возможность получения образования по индивидуальному учебному плану. Родители, во главе председателя Управляющего совета школы, отметили важность рассматриваемого вопроса. Подчеркнули актуальность данного документа в продолжении и выборе образовательного маршрута особенного ребенка. Высказали мнение о востребованности стандарта для детей с ОВЗ в дальнейшей социализации детей, подчеркнули гарантии на качество образовательных услуг и учет индивидуальных особенностей при выборе каждого варианта стандарта.

    Девяткина Оксана Викторовна
    Директор МКОУ "СКОШ № 10"

  • Стажировка в МКОУ "СКОШ № 10" 7 июня 2016 года.

     
     Аналитический отчет

     по результатам проведения стажировочных мероприятий в г. Краснокаменске Забайкальского края в МКОУ «СКОШ №10» по теме :  «  Особенности проектирования и реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы  и СИПР в условиях ФГС для обучающихся с умтсвенной отсталостью »

       7 июня  в МК ОУ СКОШ №10 г.Краснокаменска Забайкальского края  проведено    стажировочное мероприятие в рамках  реализации  проекта по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
      Модуль  « Организация образовательного процесса для обучающихся с легкой, умеренной и глубокой  умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях реализации ФГОС ОВЗ».»  рассчитан на  16 часов. Данный образовательный модуль был направлен на  систематизацию и изучение опыта работы учреждения по проектированию АООП для умственно отсталых обучающихся и Специальных индивидуальных программ развития.

    В целом, программа стажировки включала:
    1. Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся по второму варианту АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    2. Требования ФГОС к структуре адаптированной основной  общеобразовательной программы и к результатам ее освоения.
    3. Проектирование АООП для обучающихся с умственной отсталостью.
    4. Программа взаимодействия семьи и школы.
    5. Тьюторское сопровождение в условиях МКОУ СКОШ №10.
    6. Программа внеурочной деятельности.
    7. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), как специальное условие  позволяющее удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся по второму варианту АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Структура и разработка СИПР.
    8. Индивидуальный учебный план.  
    9. Формы реализации ИУП в образовательном процессе школы.

    Стажировочное   мероприятии (приказ по учреждению   № 245 от  27 апреля 2016 года) подготовила администрация ОУ: руководитель СКОШ №10 Девяткина О.В., ЗДУВР Киселева С.А, ЗДВР Беляева Т.Ю.,   учитель начальных классов Бугакова Т.А., учитель физической культуры Мельникова О.А., тьюторы Осипова Т.И., Авезова А.А, педагог-  психолог Шульгина Е.В., учитель — логопед Косых К.В.   
    Тьютором стажировочной площадки СКОШ №10 является Куприянова О.П. старший методист кафедры специального образования и здоровьесбержения ЗАБКИПКРО. Ее были даны целевые установки в проведении данных стажировочных мероприятий, осуществлена информационно-методическая поддержка (предоставлены  рекомендации по разработке программы наблюдения за учебной деятельностью умственно отсталого школьника). 
       В рамках программы стажировки  участвовали 22  стажеров из Борзинского района.
      Особый акцент при организации стажировки администрация школы делала на учителей начальных классов и заместителей директора по учебно-воспитательной работе:
    учителей начальных классов присутствовало-  3 педагогов (13,6%);
    директоров ОУ  - 5 (23%)
    ЗДУВР —  11  (50% );
    1 (4,5% )представитель КУО — главный специалист отдела общего и дополнительного образования;
      В ходе мероприятия стажеры познакомились с опытом работы учителей начальных классов,  учителей-предметников, классных руководителей, специалистов службы  сопровождения  и  администрации  школы по разработке и  реализации  адаптированной основной общеобразовательной программы   и  специальной индивидуальной программы развития.    Изучили  структурные компоненты  СИПР, познакомились с основными формами реализации ИУП.  Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью была представлена по основным структурным элементам, представленных  в стандарте, а также показаны индивидуальные особенности проектирования программы в условиях  МКОУ СКОШ №10. В  ходе данных мероприятий участники выявили особенности  проектирования СИПР в соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых обучающихся, вариант 2.2., выделив психолого-педагогические особенности обучающихся, способных освоить  данный вариант стандарта.  Особая роль в программе стажировки уделялась проектированию индивидуального учебного плана, стажеры смогли познакомиться с технологией разработки ИУП на примере практики СКОШ №10.
      Директор  школы Девяткина О.В. представила особенности проектирования адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях МКОУ СКОШ №10. Так же стажерам было предложено познакомится с нормативно-правовой базой школы,  которая создана в учреждении при переходе на ФГОС ОВЗ. Стажеры отметили новизну и практическую значимость таких документов , как Положение о СИПР, Положение об оценке личностных результатов освоения АООП., Положение о ресурсном классе Положение о динамическом нелинейном расписании.
      В ходе обсуждения   требований к структуре  СИПР ЗДУВР СКОШ №10 Киселева С.А. провела системный анализ элементов индивидуальной программы развития в соответствии с требованиями ФГОС,  выделив  функции, особенности и структурные компоненты  СИПР.
      Психолог школы Шульгина Е.В  подготовила презентацию   о психолого-педагогических особенностях обучающихся с различными формами умственной отсталости, которая сопровождалась серией индивидуальных занятий с ребенком с ТМНР в период адаптации в школе. По-мнению, большинства стажеров 95% данное занятие было наиболее интересным и значимым. Актуальность и новизну данной презентации 95% участников стажировки отметили на высоком уровне (оценили в 10 баллов). В ходе данных занятий педагог-психолог продемонстрировала  технологию поведенческой терапии для детей с ранним детским аутизмом и с тяжелой степенью умственной отсталости.  Так же психолог школы совместно с ЗДВР Беляевой Т.Ю. познакомили стажеров с особенностями разработки программы внеурочной деятельности и программы взаимодействия семьи и школы.
     Директор школы О.В. Девяткина представила особенности разработки индивидуального учебного плана, выделив как  финансово-экономическую составляющую ИУП,  так и  организационно-методическую. Особое  внимание при проектировании ИУП было уделено нормативно-правовой базе. Директор школы детально остановилась на заключении ПМПК и индивидуальной программе реабилитации  инвалида, подчеркнув важность понимания данных документов при составлении индивидуальных учебных планов для учителей начальных классов и администрации школ, где учатся дети с ОВЗ. Так же схема составления ИУП была дана таким образом, что данная технология может быть использована для разработки ИУП для любого обучающегося с ОВЗ (с учетом особых образовательных потребностей) не только в специальном коррекционном классе, но и в инклюзивной практике.

      Важной и неотъемлемой частью адаптированной основной общеобразовательной программы является организация коррекционной работы. Пожтому в ходе практической части стажировочных мероприятий слушатели познакомились с со следующими видами коррекционных занятий:

    • занятие с тьютором по развитию жизненных компетенций учащихся с ОВЗ.  В ходе анализа практического опыта по использованию  педагогических приемов работы  по формированию жизненных компетенций    стажеры смогли отработать навыки по использованию   сенсорного оборудования. Тьютор Авезова А.А. показала взаимосвязь  урока СБО, экскурсии в почтовое отделение и  жизнью учащихся через метод работы по авторской книге.

    • Индивидуальное логопедическое занятие с использованием интерактивного оборудования (логотренажер Дельфа — 142.1 )   тема «Домашние животные» -  логопед Косых К.В. На данном занятии логопед продемонстрировала опыт работы с обучающейся со сложной структурой дефекта: задержка психического развития и сенсоневральная тугоухость 4 степени. В ходе данного занятия логопед показала приемы работы по формированию базовых учебных действий   таких  как: воспринимать цель речевого высказывания и пользоваться ей в повседневной жизни, закрепили навыки произношения губных звуков и способы их дифференциации .   Слушатели увидели особенности применения   логотренажера по выработке правильного речевого дыхания, а также способности контролировать собственного устного высказывания.   

    • Психологическое занятие в сенсорной комнате -  педагог психолог Шульгина Е.В.  Новизна и практическая значимость данного занятия заключалась в использовании сенсорного оборудования в коррекции зрительного восприятия у детей синдромом Дауна. С помощью арттерапевтических технологий психолог показала стажерам возможность коррекции произвольного внимания обучающихся. Стажеры увидели возможность переноса полученных знаний на занятиях по окружающему миру и математике  в индивидуальную коррекционную работу с психологом в сенсорной комнате. Так психолог показала ,как можно, используя сенсорное   оборудование, в частности тактильные ячейки, переносной светящийся модуль в коррекции цветоощущения у детей с сложной структурой дефекта.

    • Практической частью стажировки являлось видеопрезентация реализации ИУП в практике школы. Следует отметить, что специалисты школы взяли для наблюдения самое начало обучения в школе детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии  в период адаптации, где основная задача педагогов является установления контакта с обучающимися и формирование учебного поведения.

      Для эффективной организации наблюдения за реализацией ИУП в ходе видеопрезентации была разработана программа наблюдения. Структура наблюдения  для стажеров включала следующие этапы:
    1. Какие формы реализации ИУП вам были продемонстрированы.
    2. Дайте психолого-педагогическую характеристику деятельности детей , придерживаясь следующего плана:
    - степень включенности и распределения внимания в течение учебного занятия.
    - речевая активность детей.
    - степень самостоятельности, умение слышать  и выполнять учебную задачу
     -степень принятие помощи учителя, тьютора
    -степень работоспособности.
    - Подчинение воле учителя, тьютора.
    3. Заполните таблицу « Наблюдение за педагогической деятельности учителя, тьютора, родителя, психолога, учителя-  предметника
    Критерии наблюдения  Учитель  Тьютор  Родитель  Психолог
    Способы подачи материала     
    Реакции на проявления детей    
    Способы вербального и невербального поведения     
    Особенности слушания учеников     
    Учет индивидуальных особенностей детей.     
        

      В ходе видеопрезентации реализации ИУП в СКОШ №10 стажеры познакомились:
    1. Урок трудового обучения в 1 классе по теме «Цвета осени». Учитель начальных классов Бугакова Т.А. совместно с тьютором Осиповой Т.И.  показали формирования первоначальных трудовых навыков у учащихся с синдромом Дауна, показали структуру наблюдения за изменениями в природе. Весь урок учитель совместного с тьютором уделял внимание развитию базового учебного действия - слышать и воспроизводить двухступенчатую инструкцию. В ходе урока было важно увидеть реакцию тьютора и учителя на проявления учебной деятельности детей
    2. Динамическая пауза. Работа в малых группах, фрагмент внеурочного занятия по адаптивной физической культуре. В ходе данного занятия учитель физической культуры Мельникова О.А. продемонстрировала сенсорное оборудования для развития физических и пространственных возможностей детей с ОВЗ.  Так же на данном занятия присутствовал тьютор, который помогал регулировать поведение детей с ТМНР. Учитель показал элементы адаптивной физической культуры, а именно двигательные упражнения с предметами. Новизна данного занятия заключалась в сочетании традиционных форм физического воспитания с элементами сенсорного коррекционного воздействия: цветотерапия (использование цветовых лабиринтов, цветных обручей) 
    3. Самостоятельная работа на дому. В ходе данного видеофрагмента стажеры смогли увидеть роль родителя  в реализации ИУП. Мама обучающегося 1б класса, которому рекомендовано индивидуальное обучение на дому (тотальная слепота) представила занятие по развитию речи и формированию жизненных компетенций по теме «Овощи». Данное занятие является системнообразующем в большом разделе АООП «Осень». Родительница показала технологии организации самостоятельной работы с ребенком и роль тьютора в организации данного вида работ.

     Результатом работы мастер-классов и практических занятий   были выполнены следующие стажировочные    заданий:
    1. Проектирование  структурных компонентов СИПР.
    2. Проектирование  индивидуального учебного плана.
    3. заполнение программы наблюдения за реализаций ИУП в практике СКОШ №10.
     
     Результатом данной работы явилось:
    1. Проект СИПР (приложение1)
    2. Проект ИУП (приложение2)
    3. таблица « Наблюдение за педагогической деятельности учителя, тьютора, родителя, психолога, учителя -  предметника в реализации ИУП (приложение3)
     
     Контроль знаний, навыков,  усвоенных стажерами,  проведено через тестирование, показавшее объективные результаты стажировки с точки зрения ее участников по следующим критериям (по каждому критерию - макс 10:
    1. Актуальность рассмотренных вопросов лично для вас
    2. Степень  переноса предложенных форм реализации ИУП в инклюзивную практику школы.
    3.Новизна проведенных форм занятий (с точки зрения содержания)
    4.Новизна проведенных занятий (с точки зрения предложенных методов и приемов)
    5.Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки.

    Результаты


      22 человека - участников стажировки (100% ) оценили стажировочное мероприятие по 10-ти бальной шкале в 10 балов, 5 человек – 8 баллов, выделив основную проблему:    предложенные методы в ходе стажировки не применимы в собственной педагогической практике.
      Однако, 22 стажера отмечают возможность переноса полученных знаний  и умений в практику инклюзивного образования детей с ОВЗ. В рамках программы стажировки участникам была предложена видеопрезентация реализации специальной индивидуальной программы развития через следующие формы: урок, внеурочное занятие (адаптивная физическая культура, работа в малых группах), самостоятельная работа с родителями, коррекционное занятие с психологом.  По-мнению, стажеров особенно ценным является то, что школа продемонстрировала начало обучения детей со сложным дефектом в развитии на этапе адаптации детей в школе. (видеоматериал учебных занятий в 1 классе). Так же стажеры отмечают и актуальность выбранной формы: видеопрезентация, что позволяет тиражировать данный опыт на местах  в своих образовательных учреждениях.
       Данная оценка мероприятия позволяет сделать вывод о  том, что  рассмотренные вопросы  в ходе стажировки имели высокую практическую значимость и актуальность для работы образовательных учреждения в части проектирования индивидуального учебного плана.
      Установление коммуникации между руководителями школы и участниками стажировки педагоги оценили в 10 баллов, что свидетельствует об открытости и заинтересованности педагогического коллектива школы транслировать накопленный опыт в обучении детей с ОВЗ. Особо ценным отметили участники стажировочных мероприятий и тот факт, что администрация и педагогический коллектив школы  позволили воспользоваться методическими разработками школы (специальные индивидуальные программы развития, индивидуальные учебные плана, положение о СИПР), предоставив эти материалы в электронном виде.
      

    Девяткина Оксана Викторовна
    Директор МКОУ "СКОШ № 10"

    Материалы для участников стажировки - Просмотр

     

Дата последнего обновления страницы 27.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»